«Ифигения в Аулисе» Еврипида, краткое содержание читать ~3 мин.
«Ифигения в Аулисе» – аттическая, или греческая, трагедия, написанная Еврипидом (около 480-406 гг. до н.э.). Аттические трагедии ставились в Афинах примерно в 5 веке до нашей эры. Пьеса была переведена и адаптирована для различных средств массовой информации, от других пьес до картин, опер, романов и фильмов.
В прологе Агамемнон, царь Микен и командующий греческой экспедицией против Трои, вызывает в свой шатёр порабощённого Старика. Они обсуждают письмо, которое писал Агамемнон, и в конце длинного монолога Агамемнон описывает изложение сюжета. Прекрасная Елена бросила своего мужа, брата Агамемнона, Менелая, и сбежала с троянским царевичем Парисом. С помощью Агамемнона Менелай собрал большое греческое войско, чтобы вернуть Елену. Теперь, в порту Аулиса, армия готова к отплытию, но ветра нет.
Богиня Артемида потребовала, чтобы Агамемнон принёс ей в жертву свою дочь Ифигению в обмен на ветер, который понесёт его флот в Трою. Изначально Агамемнон был в ужасе, но в конце концов согласился принести дочь в жертву и написал письмо своей жене Клитемнестре, в котором просил её отправить Ифигению в Аулис под предлогом выдачи её замуж за героя Ахилла. Однако Агамемнон сообщает, что передумал жертвовать дочерью, и даёт Старику второе письмо Клитемнестре, в котором приказывает ей оставить Ифигению в Микенах.
Агамемнон и Старик покидают сцену, и вступает хор, состоящий из женщин из эвбейского города Халкиса, чтобы исполнить свою первую хоровую песню – «пародос». Они говорят, что пришли посмотреть на могучих героев, расположившихся лагерем в Аулисе, и дают краткие описания различных греческих вождей, которых они находят.
На сцену выходят Менелай и Старик. Менелай отобрал письмо своего брата у Старика, который теперь безнадёжно пытается вырвать его у него. Из палатки выходит Агамемнон, и они ссорятся с Менелаем. Менелай обвиняет его в том, что он отказался от своего долга перед армией. Агамемнон возражает, что было бы позорно принести в жертву собственную дочь. Входит гонец и сообщает, что Ифигения только что прибыла в лагерь со своей матерью Клитемнестрой. Услышав это, Менелай и Агамемнон меняют свои позиции: Менелай жалеет брата и ищет способ избежать жертвоприношения, а Агамемнон решает, что теперь уже поздно поворачивать назад.
Братья уходят, а хор поёт первый «стасимон», подчёркивая важность умеренности в любви. Затем Клитемнестра царственно входит в зал со своей дочерью Ифигенией и младенцем Орестом. Агамемнон встречает их, и семья ненадолго воссоединяется. Скрывая свои намерения, Агамемнон уходит, чтобы подготовиться к жертвоприношению, а хор поёт второй «стасимон» о войне, которую греки несут в Трою, и о многих смертях, которые придут с ней.
Входит Ахилл. Он ищет Агамемнона. У него происходит неловкий обмен мнениями с Клитемнестрой, которая приветствует его, к его удивлению, как своего будущего зятя. Ситуацию окончательно проясняет Старик, который объясняет Клитемнестре и Ахиллу, почему Ифигения действительно была вызвана в Аулис. Ахилл сжалился и обещает сделать все возможное, чтобы помочь им. Хор поёт о пышной свадьбе родителей Ахилла, героя Пелея и морской богини Фетиды.
Когда Агамемнон возвращается в свой шатёр, Клитемнестра и Ифигения умоляют его передумать, но Агамемнон не поддаётся на уговоры и уходит. Ифигения оплакивает свою судьбу. Возвращается Ахилл и рассказывает, что не смог убедить своих людей защитить её. Ифигения произносит длинную речь, в которой решает, что будет славно умереть за Грецию. Ахилл хвалит её мужество, но клянётся защищать её, если она передумает. С последним прощанием она выходит, чтобы добровольно принести себя в жертву. Хор отдаёт Ифигению в руки Артемиды и уходит вместе с Клитемнестрой.
В эпилоге входит вестник и спрашивает Клитемнестру. Он подробно рассказывает Клитемнестре о жертвоприношении, описывая приготовления и храбрость Ифигении, а затем говорит, что в последний момент Артемида похитила Ифигению и подменила её оленем. Клитемнестра скептически относится к этому сообщению, но Агамемнон быстро входит, чтобы подтвердить рассказ вестника. Все герои уходят, а хор желает Агамемнону успеха в его экспедиции в Трою.
- «Медея» Еврипида, краткое содержание
- «Орест» Еврипида, краткое содержание
- «Елена» Еврипида, краткое содержание
- «Вакхиды» Еврипида, краткое содержание
- «Алкеста» Еврипида, краткое содержание
- «Троянки» Еврипида, краткое содержание
- «Сделай лимонад» Вирджинии Ювер Вольф, краткое содержание
- «Каждый новый день» Дэвида Левитана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?