«Леди Оракул» Маргарет Этвуд, краткое содержание читать ~6 мин.
«Леди Оракул», роман Маргарет Этвуд 1976 года, предшествует некоторым из её более известных книг, таким как «Рассказ служанки» и «Слепой убийца». В нём рассказывается история Джоан Фостер, женщины с гиперактивным воображением, которая пишет готические любовные романы в стиле pulp, и чья жизнь повторяет все повороты и изгибы этого жанра.
Когда книга открывается, Джоан Фостер только что инсценировала свою смерть и сбежала из родного Торонто в Терремото, недалеко от Рима. Она несчастна, постоянно скучает по своему мужу Артуру, которого она оставила, и постоянно страдает паранойей, что кто-то может её найти. Она приехала в Терремото с Артуром за год до этого и боится, что её узнают.
Остальная часть романа рассказана во флэшбэках, с периодическими возвращениями к ситуации Джоан в Италии и перемежается отрывками из её готических романов. Она начинает со своего детства, которое было несчастливым из-за отстранённой и невротичной матери, которая открыто презирает Джоан за лишний вес. Ее отец – анестезиолог, который, как говорят, убивает людей для правительства во время войны и возвращается в её жизнь только позже.
Когда она становится старше и начинает понимать, как люди воспринимают её, она принимает своё ожирение и начинает переедать специально, чтобы досадить матери. Над ней издеваются и мучают другие дети, и в конце концов она учится заводить друзей, становясь незаметным и непритязательным «толстым другом». Единственным утешением для неё в детстве является общение с тётей Лу, бойкой и причудливой женщиной, которая сама страдает избыточным весом и берет Джоан с собой на весёлые экскурсии.
Во время одной из таких экскурсий они идут к спиритуалисту, который говорит, что у Джоан есть уникальный дар, и предлагает ей попробовать автоматическое письмо – сверхъестественное действие, когда вы позволяете духам занять ваше тело и писать за вас. Джоан пробует, но пугается и сдаётся. Тётя Лу умирает и оставляет после себя большое наследство, но оговаривает, что Джоан сможет получить его, только если похудеет на сто фунтов. Джоан пытается это сделать, но терпит неудачу. Она замечает, что её мать, несмотря на то, что всю жизнь критиковала её вес, не поддерживает её в этой попытке, и что вес никогда не был проблемой.
В конце концов, Джоан уходит из дома без денег и некоторое время бесцельно путешествует по Канаде, используя в отелях имя своей тёти, чтобы мать не смогла её найти. Когда ей удаётся сбросить вес, она обращается к адвокату, забирает деньги и бежит в Лондон. В Лондоне она вскоре встречает человека, которого называет Польским Графом, когда падает с двухэтажного автобуса, и он помогает ей залечить лодыжку. Джоан лжёт ему о своём прошлом, говоря, что она студентка художественного факультета, и он решает оставить её в качестве любовницы.
Польский граф – богатый банкир и писатель романов о медсёстрах. Джоан не испытывает к нему сильных чувств, но, тем не менее, остаётся с ним на несколько месяцев. В это время она интересуется историей и начинает писать готические романы для издательства графа под именем Луиза К. Она начинает беспокоиться, что граф может представлять для неё угрозу, и уходит от него.
Затем она встречает Артура, канадца и радикального левака, протестующего против ядерной бомбы, и влюбляется в него. Он не проявляет к ней больших чувств, но в итоге они съезжаются. Джоан снова лжёт о своём прошлом, придумывая популярное и счастливое детство.
Однажды ей кажется, что она видит свою мать, сидящую на диване в своей квартире, но затем видение исчезает. Ей звонит отец и сообщает, что её мать умерла, и она возвращается в Канаду, где пропускает похороны. Оставшись без денег и не имея возможности вернуться, она пытается некоторое время пожить у отца, но не может найти с ним общий язык.
Она посылает письма Артуру, но он не отвечает. Однако позже Артур появляется в её доме. Он сам переехал в Канаду и не получал её писем. Они женятся, и Джоан потрясена тем, что её свадьбу ведёт спиритуалист, с которым она познакомилась в детстве, который снова советует ей попробовать автоматическое письмо.
Джоан все больше разочаровывается в жизни домохозяйки, окружённой только друзьями Артура по радикальной политической партии. Она продолжает писать книги с умеренным успехом, но Артур ничего о них не знает. Во время сильного застоя она решает попробовать автоматическое письмо. Проснувшись, она пишет ряд размышлений и стихов.
Она отправляет их издателю, которому они нравятся, и он приветствует её как уникальный, революционный феминистский голос. Сборник выходит под названием «Леди Оракул» и становится хитом. Несмотря на коммерческий и критический успех, Джоан остаётся неудовлетворённой и чувствует, что за ней постоянно наблюдают. Когда она говорит в интервью, что написала книгу с помощью автоматического письма, её сенсационно называют мистической фигурой.
Тем временем её брак с Артуром становится напряжённым, поскольку он, кажется, обижен на её успех. Джоан отправляется в книжные туры для продвижения своей коллекции и во время них заводит тайный роман с перформансистом по имени Королевский дикобраз. Она заканчивает роман, когда мужчина по имени Фрейзер Бьюкенен пытается шантажировать её, зная об этой интрижке.
После расставания она начинает получать сообщения с угрозами. Напуганная и параноидальная, она решает инсценировать свою смерть с помощью нескольких друзей Артура, сказав им, что ей нужно скрыться от правительства из-за их антиистеблишментской деятельности.
Вернувшись в Италию в наши дни, Джоан обнаруживает, что друзья, которые помогли ей инсценировать смерть, находятся под следствием за её убийство. Возвращение в Канаду и признание – единственный способ спасти их от тюремного заключения. Все ещё испытывая постоянную паранойю по поводу того, что её могут найти, она нападает на мужчину, который появляется у её двери и оказывается репортёром, выследившим её.
В конце романа Джоан размышляет о том, стоит ли ей возвращаться в Канаду, и смотрит на мужчину как на возможный способ избавиться от страданий. В «Леди Оракул», раннем романе знаменитой карьеры Этвуд, уже проявляются темы, которые станут определяющими в её творчестве, такие как женщина-писатель и женская идентичность в мире, где доминируют мужчины. Джоан не удаётся развить стабильное чувство собственного достоинства на протяжении всей своей жизни, вместо этого она предпочитает быть такой, какой её хотят видеть мужчины, с которыми она сталкивается. В результате она постоянно испытывает неудовлетворённость и вечный страх, что правда настигнет её.
В сюжете использованы некоторые условности, характерные для романов, которые пишет Джоан, включая готические темы паранойи и духовности, а также незадачливую, измученную героиню, попадающую в объятия череды мужчин, которые в конечном итоге не приносят ей счастья…
- «Орикс и Крейк» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Фантазии об изнасиловании» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Псевдоним Грейс» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Каменный матрас» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Слепой убийца» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Левиафан» Томаса Гоббса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?