«Левиафан» Томаса Гоббса, краткое содержание читать ~5 мин.
«Левиафан» – это произведение политической философии, опубликованное в 1651 году английским философом Томасом Гоббсом. Написанная во время английских гражданских войн XVII века, книга оказала огромное влияние как новаторская работа по теории общественного договора, согласно которой граждане суверенного государства соглашаются уступить определённые права авторитетным лицам в обмен на внутренний порядок и защиту от иностранных захватчиков. В отсутствие этого договора с властью, утверждает Гоббс, люди перейдут в состояние тотальной и вечной войны друг с другом, и это состояние современные учёные называют «гоббсианским».
Название книги отсылает к Книге Иова, уподобляя морское существо левиафан из этой истории всемогущему и внушающему страх суверенному правителю.
Книга «Левиафан» состоит из четырёх частей. В первой части, «О человеке», Гоббс пишет, что человечеством управляют прежде всего естественные законы, диктующие каждому человеку ставить самосохранение превыше всего. В отсутствие центральной власти ничто не мешает людям существовать в состоянии вечной войны друг с другом, в которой ресурсы, честь и слава становятся предметом бесконечного насилия. В самом известном отрывке книги Гоббс пишет, что в таких условиях жизнь «одинока, бедна, скверна, жестока и коротка».
Учитывая, что естественный закон позволяет каждому человеку сохранять себя, у людей нет иного выбора, кроме как найти способ жить в мире друг с другом. По мнению Гоббса, лучший и единственный способ сделать это – жить в содружестве, королевстве или национальном государстве, возглавляемом безраздельной центральной властью. В таких содружествах между правителем и подданными заключается договор, в котором подданные отказываются от определённых свобод – например, от свободы убивать друг друга – в обмен на защиту и порядок в рамках гражданских законов, установленных и поддерживаемых суверенным правителем или собранием. Этот договор также требует полного послушания от каждого подданного. Нарушение этого договора, будь то гражданское неповиновение или открытый мятеж, означает нарушение естественного закона, утверждает Гоббс.
Во второй части, «О содружестве», Гоббс рассматривает различные виды суверенитета и определяет качества, которые должны быть присущи всем содружествам, чтобы обеспечить их выживание. Содружества могут быть одного из трёх типов: монархии, в которых один человек обладает абсолютной суверенной властью; демократии, в которых представительное собрание разделяет эту власть; или аристократии, в которых власть принадлежит собранию, представляющему лишь небольшую часть граждан. Из всех трёх вариантов Гоббс предпочитает монархии, потому что собрания чаще всего разделяются на враждующие фракции, что ставит под угрозу полное повиновение подданных суверенному договору. В конце концов, утверждает он, человек не может подчиняться двум господам.
Из-за сильной антипатии Гоббса к гражданской войне и всем другим состояниям варварства, в которые, по его мнению, впадают люди без центральной власти, автор не находит оправдательного предлога, под которым суверенный договор, однажды установленный, может быть нарушен путём восстания.
Добровольно подчинившись суверенному правителю, подданные должны принимать любое поведение суверена как своё собственное. Для Гоббса это означает, что суверены не подлежат гражданскому праву или критике своих действий, за исключением тех случаев, когда правитель просит честного совета. Объясняя, почему суверен не подчиняется своим собственным гражданским законам, Гоббс пишет: “Потому что он ставит законы над сувереном, ставит над ним также судью и власть наказывать его; это значит сделать нового суверена; третьего – наказать второго и так далее”. Единственное условие, при котором договор между сувереном и подданным может быть нарушен, – это если армия иностранного государства победит суверенного правителя, в результате чего суверен окажется не в состоянии защитить своих подданных, как было обещано в первоначальном договоре.
Установив естественные законы, управляющие человечеством, и приведя доводы в пользу содружества, возглавляемого одним суверенным правителем, как наиболее справедливой формы правления в соответствии с этими законами, Гоббс приводит пространный аргумент, почему духовные и церковные лидеры, такие как папа, также должны быть подчинены гражданским суверенам. Для Гоббса главным вопросом, связанным с этой проблемой, является следующий: как христиане могут сохранять послушание и Богу, и своим гражданским суверенам, особенно если, как утверждал Гоббс ранее, человек не может служить двум господам?
В третьей части, «О христианском содружестве», Гоббс, опираясь на Библию, утверждает, что до тех пор, пока евреи и христиане жили в содружествах, они делали это под властью суверенных правителей, от которых Бог требовал абсолютного повиновения подданных. Гоббс прослеживает родословную еврейских и христианских государей от Авраама до Моисея, затем до должности первосвященника, а затем до эпохи еврейских царей, начавшейся с Саула.
О Христе Гоббс пишет, что его последователи не считали Иисуса гражданским государем, а скорее тем, кто был помазан стать царём только после своего второго пришествия. В качестве доказательства этого Гоббс приводит увещевание Иисуса к своим последователям, чтобы они продолжали платить налоги кесарю по римскому гражданскому праву.
С момента смерти Христа и до обращения западных государей в христианство избранными лейтенантами Бога были апостолы и те, кто был избран следовать по их стопам. Однако их власть носила скорее убеждающий, чем принудительный характер. Гоббс рассматривает папу в схожих терминах, как фигуру, чьё предназначение – проповедовать и наставлять, но не править как суверен в чужих владениях. Поэтому, если папа не решит вторгнуться на территорию владений другого суверена, власть этого суверена в вопросах как гражданских, так и духовных будет неоспоримой.
Из всего этого Гоббс делает вывод, что послушание Богу и послушание своему суверену не могут противоречить друг другу. Для тех, кто беспокоится о том, как попасть в Царство Небесное после второго пришествия Иисуса, автор выдвигает всего два необходимых условия: принять Иисуса как спасителя и повиноваться законам Бога, которые включают в себя законы его лейтенанта, суверена.
Наконец, в четвёртой части «О царстве тьмы» Гоббс подвергает резкой критике различные практики и ритуалы католической церкви, которым он не находит прецедентов в Священном Писании и которые, по его мнению, используются папой и его епископами для захвата власти у справедливо помазанных гражданских государей.
- Российские кинокритики раздали «Белых слонов» за 2014 год
- Российский фильм номинирован на «Оскар»
- Российский фильм стал победителем премии «Золотой глобус»
- «Песня, взлетевшая к небесам» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Леди Оракул» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Легенды падения» Джима Харрисона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?