«Левиафан» Томаса Гоббса, краткое содержание читать ~4 мин.
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan or The Matter, Forme and Power of a Common-Wealth Ecclesiasticall and Civil) — это произведение политической философии, опубликованное в 1651 году английским философом Томасом Гоббсом (Thomas Hobbes). Написанная во время Английской гражданской войны XVII века, книга стала новаторской работой по теории общественного договора.
Согласно этой теории, граждане государства соглашаются уступить определённые права верховной власти в обмен на внутренний порядок и защиту от внешних угроз. Гоббс утверждает, что в отсутствие такого договора человечество погрузилось бы в состояние тотальной и вечной войны всех против всех — состояние, которое современные учёные называют «гоббсианским».

Название книги отсылает к библейскому морскому чудовищу из Книги Иова, уподобляя его всемогущему и внушающему трепет суверену.
О человеке и естественном состоянии
Трактат «Левиафан» состоит из четырёх частей. В первой части, «О человеке», Гоббс излагает свою антропологию. Он считает, что человечеством движут естественные законы, главный из которых — стремление к самосохранению. В отсутствие центральной власти, в так называемом естественном состоянии, ничто не мешает людям вести вечную войну друг с другом за ресурсы, честь и славу.
В самом известном отрывке книги Гоббс описывает такую жизнь как “одинокую, бедную, мерзкую, жестокую и короткую”. Поскольку естественный закон даёт каждому право на самосохранение, люди вынуждены искать способ мирного сосуществования. По мнению Гоббса, единственный выход — это создание государства, или «содружества», во главе с единой и неделимой верховной властью.
О государстве и общественном договоре
В таком государстве заключается общественный договор между правителем и подданными. Подданные отказываются от части своих естественных свобод, например, от права на насилие, в обмен на защиту и порядок, гарантированные гражданскими законами. Этот договор требует полного и беспрекословного повиновения суверену. Любое нарушение договора, будь то гражданское неповиновение или открытый мятеж, Гоббс считает нарушением естественного закона.
Во второй части, «О государстве», Гоббс рассматривает различные формы верховной власти и определяет условия их стабильности. Он выделяет три типа государств: монархии, где абсолютная власть принадлежит одному человеку; демократии, где власть разделена между членами представительного собрания; и аристократии, где власть принадлежит собранию, представляющему лишь часть граждан.
Из этих трёх форм Гоббс отдаёт предпочтение монархии. Он полагал, что в собраниях часто возникают фракции и внутренние конфликты, что угрожает единству власти и ставит под сомнение её способность обеспечивать порядок. В конечном счёте, утверждает философ, человек не может служить двум господам. Интересы монарха, по его мнению, наиболее тесно совпадают с интересами государства.
Права суверена и обязанности подданных
Гоббс не признаёт права на восстание после заключения общественного договора. Добровольно подчинившись суверену, подданные должны принимать любые его действия как свои собственные. Это означает, что суверен не подлежит гражданскому суду и не может быть подвергнут критике. Как пишет Гоббс, подчинить суверена закону означало бы поставить над ним судью с властью наказывать, что равносильно созданию нового суверена, а затем и третьего для суда над вторым, и так до бесконечности.
Единственное условие, при котором договор может быть расторгнут, — это неспособность суверена защитить своих подданных. Например, если его армия потерпит поражение от иностранного захватчика, и он больше не сможет выполнять свою главную функцию.
О христианском государстве
В третьей части, «О христианском государстве», Гоббс доказывает, что духовная власть, включая власть папы римского, должна быть подчинена светскому суверену. Главный вопрос для него заключается в том, как христиане могут сохранять верность и Богу, и своему правителю одновременно. Опираясь на Священное Писание, Гоббс утверждает, что пока евреи и христиане жили в государствах, они подчинялись светским правителям, от которых Бог требовал абсолютного повиновения подданных.
Он прослеживает эту линию власти от Авраама и Моисея до первосвященников и еврейских царей, начиная с Саула. О Христе Гоббс пишет, что его последователи не считали его земным правителем, а лишь помазанником, который станет царём после Второго пришествия. В доказательство он приводит слова Иисуса о необходимости платить налоги кесарю.
Из этого Гоббс делает вывод, что повиновение Богу и повиновение суверену не противоречат друг другу. Для спасения души, по его мнению, необходимы лишь два условия: вера в Иисуса как Спасителя и соблюдение законов Бога, которые включают и законы Его представителя на земле — суверена.
О царстве тьмы и наследии «Левиафана»
В заключительной, четвёртой части, «О царстве тьмы», Гоббс подвергает резкой критике католическую церковь. Он осуждает различные обряды и доктрины, которые, по его мнению, не имеют основания в Писании и используются духовенством для узурпации власти у законных светских правителей.
После публикации «Левиафан» вызвал ожесточённые споры. Гоббса обвиняли в атеизме и абсолютизме, а его книга была запрещена в Англии на несколько лет. Несмотря на это, работа оказала огромное влияние на западную политическую мысль. Она заложила основы современной теории общественного договора и концепции государственного суверенитета, повлияв на таких мыслителей, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Иммануил Кант.
- Российские кинокритики раздали «Белых слонов» за 2014 год
- Российский фильм номинирован на «Оскар»
- Российский фильм стал победителем премии «Золотой глобус»
- «Песня, взлетевшая к небесам» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Леди Оракул» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Легенды падения» Джима Харрисона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?