«Медея» Еврипида, краткое содержание читать ~5 мин.
«Медея» – трагическая пьеса, написанная древнегреческим драматургом Еврипидом. Она была написана в 431 году до н.э. в качестве заявки Еврипида на участие в Дионисиях, важном религиозном фестивале и театральном конкурсе в Афинах. Хотя в том году «Медея» заняла третье место на конкурсе, с тех пор она стала одним из самых популярных произведений Еврипида, получив особое внимание за тонкую трактовку мести и домашних раздоров, а также за сложность главной героини, умной ведьмы Медеи.
Самый молодой из трёх канонических греческих трагиков (другие – Софокл и Эсхил), Еврипид отличается от своих сверстников тем, что дал возможность высказаться маргинальным членам общества: женщинам, рабам и иммигрантам, которые не имели достаточной защиты в правовом и культурном аппарате греческого общества. «Медея» не является исключением.
«Медея», в которой главную роль играет изгнанная женщина иностранного происхождения, утверждающая свою власть с вдохновляющим (и ужасающим) эффектом, одновременно завораживала и шокировала древнюю аудиторию. Еврипид поместил своё повествование в узел неудобных вопросов для своего времени и, возможно, для нашего: обращение с женщинами второго сорта, беспомощное положение рабов и остракизм, с которым часто сталкиваются иммигранты.
В своё время Еврипида очень уважали за его талант, но и попрекали тем, что он был слишком умён и интеллектуален для своей собственной пользы. Его спорные темы и тесная связь с прогрессивными мыслителями, такими как Сократ, могли привести к тому, что ему пришлось принять добровольное изгнание в Македонию, хотя древние источники ненадёжны в этом вопросе.
Одинокая фигура стоит у дома в древнем городе Коринфе: это личный раб Медеи, её кормилица с детства. Кормилица мечтает, чтобы легендарный корабль «Арго», на котором плыли Ясон и его аргонавты, никогда не приплыл в далёкую Колхиду, где жила Медея, и чтобы Медея не влюбилась там в Ясона, согласившись помогать ему в его приключениях. Супруги и двое их сыновей были изгнаны с родины Медеи, затем с родины Ясона. Наконец они нашли убежище здесь, в Коринфе, но теперь Ясон развёлся с Медеей и женился на местной коринфской принцессе, оставив Медею в подавленном состоянии.
Вскоре прибывает воспитатель сыновей Медеи и Ясона с худшими новостями: Креон, царь Коринфа и новый тесть Ясона, планирует немедленно изгнать Медею. Местные коринфские женщины, подруги и соседки Медеи (хор), выходят посмотреть, что происходит. Услышав крики Медеи из дома – она в бреду желает смерти Ясону и своим детям – они уговаривают кормилицу позвать её.
Медея выходит и обращается к хору. Она знает о том, что общество требует от женщин приличного поведения – она, как никто другой, осознает необходимость вписаться в общество, будучи иностранкой, – но несправедливость заставляет её говорить. Она критикует то, как женщины становятся «рабынями» своих мужей в браке, пользуясь при этом лишь немногими преимуществами, которые этот институт предоставляет мужчинам. Хор убеждён, что Медея права в своём гневе на Ясона, и оказывает ей моральную поддержку.
Креон, царь Коринфа, прибывает, чтобы сообщить Медее, что она и её сыновья теперь изгнаны. Он знает о жестокой репутации Медеи и боится за свою дочь, новую невесту Ясона. Медея возмущена тем, что её ум осудил её в его глазах, но быстро идёт на попятную, изображая кроткую женщину. Она умоляет дать ей ещё один день, чтобы подготовиться к изгнанию. Креон, не желая выглядеть тираном, даёт ей ещё один день. Медея ухватывается за эту возможность и замышляет свою месть – она хочет убить Креона, принцессу и Ясона.
Прибывший Ясон говорит Медее, что отказывается изображать из себя злодея; её изгнание – полностью её вина, потому что она не перестала гневаться на царскую семью после развода. Ясон даже хотел, чтобы она оставила себе дом. Теперь, когда Медея в изгнании, он готов расширить для неё свою союзническую сеть, чтобы помочь обеспечить ей комфортное жилье за пределами Коринфа.
В ответ Медея перечисляет множество способов, которыми предательство Ясона сделало её социально и политически уязвимой, хотя она была его соратником на «Арго». Ясон возражает, что она преувеличивает свою помощь, и что он женился вторично только для того, чтобы облегчить положение их семьи в Коринфе. Медея находит эту линию рассуждений неискренней; хор соглашается с ней. Медея убеждена, что Ясон всегда стеснялся её как жены «варвара» (то есть не гречанки). Ясон умоляет Медею оставить свой разрушительный гнев, но она отказывается.
Эгей, царь Афин, прибывает в Коринф. Он приветствует Медею как друга. Они болтают о его недавнем посещении дельфийского оракула, но Эгей быстро замечает, что что-то не так. Медея рассказывает ему о ситуации с Ясоном и Креоном, и Эгей быстро верит её версии событий. Он хочет помочь. Медея добивается от него обещания, что она сможет наслаждаться безопасной гаванью в Афинах, что бы ни случилось в Коринфе, и Эгей соглашается.
Получив от Креона дополнительный день для заговора и обещание убежища от Эгея, Медея приводит свой план в действие. Она делает вид, что смирилась со своим изгнанием и поддерживает новый брак Ясона, предлагая принцессе красивый свадебный подарок – мантию и диадему. Медея отравила подарки с помощью своих магических способностей. Ясон купился на её рассказ и отвёл сыновей к царевне с дарами; вскоре прибывает гонец, который сообщает Медее о страшной смерти Креона и царевны, на которых подействовали дары. Медея понимает, что у неё мало времени. Хотя она любит своих сыновей, она приходит к выводу, что единственный способ по-настоящему разрушить дом Ясона – это убить их.
Ясон прибывает слишком поздно. Когда он пытается выломать дверь дома, над ним появляется Медея в золотой колеснице, запряжённой драконами, – средство спасения, посланное её дедом Гелиосом, богом солнца. Ясон беспомощно кричит на неё и срывается, умоляя позволить ему похоронить сыновей или хотя бы прикоснуться к их телам. Медея отказывается. Торжествуя, она улетает безнаказанной.
- Большое искусство маленьких фотографий в московском Мультимедиа Арт Музее
- Пешеходные переходы Москвы - площадки для выставочной деятельности
- Медали и гравюры Великих русских побед в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке малоизвестных работ Огюста Родена
- Первым спектаклем «Мейерхольдовских встреч» стала «Медея»
- «Ифигения в Аулисе» Еврипида, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?