«Медитации» Марка Аврелия, краткое содержание читать ~4 мин.
«Медитации» – это философское произведение, написанное Марком Аврелием между 161 и 180 годами нашей эры. Это собрание частных заметок и размышлений Аврелия о стоицизме, и маловероятно, что Аврелий когда-либо намеревался опубликовать его.
Позднейшие историки назвали сборник «Медитации», поскольку это лучше всего отражает его тематику. Будучи римским императором, Аврелий написал эти размышления во время своего правления. Он считается одним из самых значительных римских императоров, которого помнят за его чувство чести, скромность и, казалось бы, непоколебимую страсть к справедливости.
«Медитации» состоят из двенадцати книг, каждая из которых посвящена отдельному периоду жизни Аврелия. Книги расположены не в хронологическом порядке и различаются по длине. Вероятно, Аврелий писал их во время различных военных кампаний по Европе, чтобы сохранить свою Римскую империю. Поэтому его размышления коротки и лаконичны. Историки считают, что Аврелий часто обращался к собственным сочинениям, когда ему требовалось философское утешение.
Аврелий начинает с благодарности всем, кто сформировал его характер. Он благодарит своего отца за скромность, деда – за нравственность. Он благодарит свою мать за то, что она научила его воздержанию, благочестию и смирению. Благодаря ей он живёт простой жизнью, не зацикливаясь на богатстве и титулах. Он благодарит своего прадеда за то, что тот дал ему хорошее образование.
По мнению Аврелия, необходимо сотрудничество и взаимопонимание. Мы тратим слишком много времени, беспокоясь о несущественных ссорах, в то время как нам следовало бы благодарить богов за то, что они вообще дали нам жизнь. Аврелий напоминает нам, что боги дают нам только столько времени, и мы должны использовать его с умом. Борьба непродуктивна и противоречит природе.
Аврелий сетует, что мы никогда не проживём достаточно долго, чтобы по-настоящему понять себя. Никакого количества времени на земле не хватит, чтобы постичь все. Мы не должны терять ни минуты в своём стремлении к самосовершенствованию. Мы должны жить настоящим моментом и быть благодарными за то, что у нас есть. Аврелий продолжает эту тему, беспокоясь о том, что мы тратим слишком много времени на погоню за счастьем и удовлетворением, в то время как все это находится внутри нас.
Богатство, новые дома и предметы роскоши не могут удовлетворить нас. Нам также не нужны святилища или духовные убежища. Мы должны искать покой и просветление только внутри себя. Аврелий рассматривает идею о том, что неважно, что думают окружающие. Важно только то, что мы думаем о себе сами. Самое главное, чтобы мы находили удовлетворение в обычной жизни. Нет ничего плохого в том, чтобы много работать, наслаждаться тихой семейной жизнью и иметь мало роскоши.
Аврелий связывает смирение с божественным послушанием. Аврелий внимательно рассматривает природу зла, задаваясь вопросом, что значит быть «плохим». Зло недолговечно, как и все вещи. В нём также нет ничего необычного. Подобно тому, как повторяется история, похожие сценарии разыгрываются в домах за закрытыми дверями повсюду вокруг нас.
Мы все знаем истории, например, о супругах, склонных к насилию. Аврелий говорит, что мы не должны беспокоиться о зле. Если кто-то проявляет к нам жестокость, мы не должны позволять ему испортить нам день, неделю или даже больше. Жизнь слишком коротка, чтобы позволить чужому токсичному поведению разрушить нас. Если мы сосредоточимся на себе и будем действовать с состраданием и смирением, то мы сделаем все, что в наших силах.
Сосредоточившись на справедливости, Аврелий презирает несправедливость любого рода. Он считает, что боги создали нас для того, чтобы мы помогали друг другу. Если мы относимся к другому человеку недоброжелательно, мы идём против божественной воли. Единственный человек, которому мы вредим, – это мы сами, потому что за своё поведение мы отвечаем перед высшими силами.
Рассматривая нашу роль во Вселенной, Аврелий верит в судьбу. Он считает, что боги планируют нашу жизнь, а мы лишь живём по сценарию. Мы все являемся частью чего-то гораздо большего, чем мы сами, что одновременно успокаивает и смиряет нас. Если мы должны страдать, то только потому, что наши страдания служат божественному замыслу.
Аврелий напоминает нам, что, хотя боги строят для нас планы, у каждого из нас есть свободная воля. Ни один человек не может отнять у нас свободу воли или свободу слова. Плохие люди всегда будут совершать плохие поступки, и бессмысленно верить в обратное. Они используют свою свободу воли в порочных целях. Мы не должны позволять им вредить другим, но если они это делают, это не значит, что мы должны вредить им в ответ. Аврелий повторяет мысль о том, что счастье живёт внутри нас.
Мы можем обрести мир, комфорт и удовлетворение, если только сможем найти удовлетворение в мелочах. Люди созданы для того, чтобы быть счастливыми. Мы созданы, чтобы процветать. Мы обманываем свою истинную духовную природу, если отгораживаемся от этого счастья.
- «Медитации о первой философии» Рене Декарта, краткое содержание
- Выставка-медитация «Невидимая нить»
- «Живопись танка. Медитация и философия Востока». Выставка произведений Николая Дудко
- «Медитация 17» Джона Донна, краткое содержание
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- «Лу» Джейсона Рейнольдса, краткое содержание
- «Луна покрытого коркой снега» Ваубгешиг Райс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?