«Нечему завидовать» Барбары Демик, краткое содержание читать ~6 мин.
Нехудожественная книга Барбары Демик «Нечему завидовать» 2010 года основана на интервью с северокорейскими перебежчиками из города Чонджин, шесть из которых представлены в книге.
В книге рассказывается история современной Кореи, начиная с окончания японской оккупации после Второй мировой войны, разделения Кореи на две части Соединёнными Штатами и заканчивая экономическим подъёмом и падением северокорейского государства в конце 20-го века.
Особое внимание уделяется десятилетиям после 1980 года, в течение которых шесть человек в книге достигли совершеннолетия. Чонджин, третий по величине город Северной Кореи, менее изолирован от экономических проблем страны, чем потёмкинская деревня Пхеньян. Промышленный центр, он является одновременно и свалкой для «враждебного класса» северокорейцев с сомнительным прошлым, и экономическим и географическим местом, имеющим большое значение для правительства. Поэтому здесь живут как ярые приверженцы северокорейского социализма, так и скептики, которым приходится скрывать своё мнение, чтобы избежать обнаружения и наказания.
Сюжет построен вокруг истории любви Ми-ран и Джун-сана, которые встречаются в 1980-х годах. Их роман начинается в кинотеатре, когда Чжун Сан замечает Миран и поражается её короткой стрижке, бунтарству и нетипичной красоте. Он влюбляется в неё, несмотря на то, что знает, что её низкий «сон-бун», или классовый рейтинг, делает её плохой парой: его родители ожидают, что он будет учиться в колледже в Пхеньяне и в конце концов вступит в Рабочую партию. Однако даже после поступления в колледж он часто думает о Миран и в конце концов подходит к ней.
Их роман расцветает, когда экономика Северной Кореи терпит крах: они становятся свидетелями прекращения подачи электроэнергии, кинотеатров и большей части экономической и социальной жизни. Однако этот тяжёлый период несёт в себе скрытый дар для обоих: темнота укрывает их во время прогулок, они узнают друг друга ближе в разговорах, хотя в течение трёх лет они не держатся за руки и никогда не занимаются сексом, что является нормой в репрессивной культуре Северной Кореи.
Чжун Сана принимают в колледж в Пхеньяне, где он обнаруживает своё скептическое отношение к режиму Рабочей партии по случаю смерти Ким Ир Сена. Когда у него не получается выплакать слезы, он понимает, что не верит в идеологию, которую усвоил с рождения: он не любит вождя так сильно, как это кажется однокурсникам, рыдающим вокруг него. Однако он не говорит о своих сомнениях Миран.
По мере того, как он знакомится со средствами массовой информации России, Южной Кореи и Запада, он продолжает убеждаться, что многое из того, что он узнал о Северной Корее и остальном мире, – ложь. Когда в 1990-х годах наступает голод, он хорошо защищён богатством своей семьи, но, тем не менее, он видит голод и смерть, особенно когда возвращается в Чонджин. Когда он начинает пиратствовать на южнокорейском телевидении, он узнает о международной помощи, оказываемой его стране, и видит ложь режима такой, какая она есть. Он хочет дезертировать, но страх удерживает его.
Тем временем голод даёт Миран возможность преодолеть свой «сон-бун», который она получила из-за того, что её отец служил в южнокорейской армии и был военнопленным. Она поступает в педагогический колледж; в это время еды и отопления не хватает настолько, что места открыты даже для представителей враждебного класса. Чжун Сан говорит ей, что если она будет очень стараться, то сможет изменить свою жизнь, следуя его совету, она становится воспитательницей в детском саду. В этой роли она становится свидетелем голода своих воспитанников и разочаровывается в режиме. Когда её отец близок к смерти, он просит, чтобы его дети уведомили свою южнокорейскую семью.
Появляется возможность поехать в Китай и установить контакт с этими родственниками. Подстёгнутая словами Чжун Сана, Ми Ран вместе с братом, матерью и сестрой пересекает границу и больше никогда не возвращается. Она не рассказывает Чжун Сану о своём плане дезертировать.
По мере развития книги социальные и исторические факторы, определяющие жизнь Ми-ран и Чжун Сана, становятся видны и глазами других персонажей. Госпожа Сонг – работница фабрики и истинная верующая в коммунизм; она не решается обратиться к чёрному рынку за едой и деньгами, даже когда наступает голод. Аналогичным образом, доктор Ким – целеустремлённый, трудолюбивый врач с твёрдой верой в режим, которая сохраняется даже тогда, когда она видит, как её молодые пациенты умирают от голода.
Напротив, старшая дочь госпожи Сон, Оук-хи, с юных лет испытывает недовольство и скептицизм по отношению к труду, которым её заставляют заниматься. Она выходит замуж за жестокого алкоголика и ещё больше разочаровывается в жизни. Хотя во время голода у неё достаточно еды, муж не позволяет ей поделиться ею с матерью, а отец и брат умирают. Наконец, Хюк – маленький мальчик в начале голода; после смерти матери отец отправляет его в сиротский приют в надежде, что там он получит достаточно еды. Этого не происходит, и он становится «бродячей ласточкой», бездомным юношей, выживание которого зависит от воровства и смекалки.
Когда книга переходит к голоду, в ней описываются ужасные реалии жизни в Северной Корее на протяжении 1990-х годов. Каждый из шести персонажей вынужден справляться с реальностью голода, голода и смерти.
Продажа и покупка продуктов питания запрещена законом, как и принятие подарков в качестве врача, сдача в аренду комнаты для занятия проституцией или пересечение китайской границы. Однако каждый человек должен найти способ купить еду на чёрном рынке или украсть её, чтобы обеспечить своё выживание. Этим шести героям удаётся выжить, причём большинство из них нарушают закон, чтобы сделать это. Оук Хи и Хёк несколько раз побывали в Китае и поняли, что качество жизни в других странах намного выше.
Когда реальность в Северной Корее становится все более мрачной, все шестеро перебираются через границу в Китай и, в конце концов, в Южную Корею, где им гарантировано гражданство. Их путешествия отличаются разной степенью тяжести, и процесс аккультурации также труден. Они должны пройти многомесячную подготовку, чтобы интегрироваться в процветающую капиталистическую страну после многих лет жизни в крайней нищете, без электричества.
Чжун Сан прибывает последним. Он воссоединяется с Миран, которая теперь замужем и имеет ребёнка. Их роман не возобновляется. Жизнь в Южной Корее остаётся сложной для каждого из тех, о ком рассказывается в книге. Однако Демик описывает Северную Корею 2000-х годов как столь же мрачную, как и тот период, который пережили эти герои.
- Выставка художника Романа Донского
- Галерея искусств Казани показывает работы академика Василия Нестеренко
- Книгу академика Дмитрия Плынова уже окрестили «Учебником для пап»
- Открытие мемориальной доски Народному художнику СССР, академику Академии художеств СССР Дементию Алексеевичу Шмаринову
- «Учителя и ученики». Выставка произведений академиков РАХ и художников-стажеров Творческих мастерских РАХ
- Выставка произведений академиков РАХ и художников-стажеров Творческих мастерских РАХ «От слова к образу»
Комментирование недоступно Почему?