«О свободе» Джона Стюарта Милля, краткое содержание читать ~3 мин.
«О свободе» – это философское эссе об этике, обществе и политике, опубликованное в 1859 году английским философом Джоном Стюартом Миллем. Его работа над этой темой продолжалась несколько лет, на протяжении блестящей карьеры политика и философа. В центре идей Милля – концепция утилитаризма, которая подчёркивает эффективность и коллективное благосостояние. Книга остаётся в печати и в 21 веке.
Книга «О свободе» состоит из пяти глав: введение; «О свободе мысли и дискуссии»; «Об индивидуальности как одном из элементов благосостояния»; «О пределах власти общества над личностью»; и ряд «Приложений» этих принципов к различным вопросам, включая экономику и образование.
Милль выступает за индивидуализм и с подозрением относится к могущественным правительствам и государствам, которые позволяют гражданам и подданным осуществлять власть над людьми, обладающими непопулярными убеждениями и мнениями. Он начинает свою аргументацию с обзора тирании правительства, которое слишком легко препятствует свободе своих граждан, и тирании общества вне контекста правительства, которое правит посредством мнения большинства.
Он подробно останавливается на постоянной борьбе между властью и свободой, ссылаясь на неотъемлемые права человека и опасность тиранического правления большинства – настроения, принятого и требуемого обществом в целом, но на самом деле не являющегося хорошим или правильным даже в демократических системах. Он предпочитает, чтобы каждый человек был суверенным, а внешнее управление использовалось только для предотвращения прямого вреда, причиняемого человеком другим.
Милль также выступает за разнообразие мнений, поскольку оно проистекает из индивидуальности. Даже ложные идеи, по его мнению, приносят пользу общему благу, поскольку способствуют вдумчивым дискуссиям, которые могут привести к ценным истинам. Разнообразие мнений и перспектив порождает творчество и обогащает культуру. Милль призывает к принятию этих приоритетов, особенно в британской культуре и странах, поскольку Милль – англичанин.
Его приверженность индивидуальному самоуправлению такова, что он одобряет свободу человека причинять вред самому себе, но не кому-либо другому. Он рассматривает «порок» как личное дело человека, если только его пороки не причиняют внешнего вреда. Однако Милль не беспокоится о том, что такая свобода личности приведёт к снижению общественного блага. Когда людям позволено быть хозяевами самих себя без принуждения, они будут стремиться к хорошему и ответственному социальному воздействию.
Когда он обсуждает «применение» своих идей, Милль продолжает подчёркивать опасность правительства и законную власть индивида даже в тех случаях, которые, как он признает, могут затрагивать общество в целом. Например, он признает социальный характер экономики, но настаивает на том, что рынки следует оставить в покое. Он также считает, что школьное образование должно быть частным, а не спонсироваться государством, но при этом образование должно быть обязательным. В своих заявлениях Милль описывает разумные области вмешательства общества или правительства, и он поддерживает такие вещи, как определённые виды налогов, условное осуждение и увеличение штрафов за повторные правонарушения.
В случаях, когда человек причиняет вред, Милль настаивает на том, что наказание должно быть направлено на последствия действий человека, а не на сами действия. По сути, такая формулировка означает, что отдельному человеку с определённым вредным пороком или поведением можно запретить продолжать пользоваться соответствующими личными свободами, но общество в целом не должно запрещать действия или поведение только потому, что они могут привести к вреду, если ими злоупотреблять.
В заключение Милль утверждает, что функциональное общество и даже продуктивное правительство зависят от ценности и полезности каждого человека, составляющего его.
Интеллектуалы хорошо приняли «О свободе» после её публикации, хотя некоторые критики поддерживали более сильные правительства, которые предоставляли бы меньше универсальных свобод гражданам, которые могли бы ими злоупотреблять. Философия Милля стала центральным постулатом британского либерализма в конце XIX века и сохранила известность и влияние в британской и американской либеральной идеологии в последующие века.
- Выставка «Слишком много свободы» от выпускников школы для подростков «Каскад»
- «Выбор. О свободе и внутренней силе человека» Эдит Евы Эгер, краткое содержание
- «Утилитаризм» Джона Стюарта Милля, краткое содержание
- «Ничего, кроме правды», краткое содержание
- «Записки о штате Вирджиния» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- «Ноябрьский блюз» Шэрон Дрейпер, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?