«Орация о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола, краткое содержание читать ~6 мин.
Джованни Пико делла Мирандола (Giovanni Pico della Mirandola) — один из ключевых мыслителей эпохи Возрождения. Его знаменитая «Речь о достоинстве человека» (De hominis dignitate oratio) была написана в 1486 году как вступительное слово к публичным дебатам по его «900 тезисам», однако при жизни автора так и не была опубликована. Пико скончался в 1494 году, за два года до её первой публикации.
В своей речи Пико исследует природу человечества и приходит к выводу, что высший уровень, доступный человеку, — это чистый разум. В отличие от всех прочих созданий, человек не имеет фиксированного места в иерархии бытия, но несёт в себе частицу каждого из них. Эта свобода позволяет ему как возвышаться до ангельских высот, так и опускаться до уровня животных. Именно свобода выбора отличает человека, и даже высшие существа, по мнению Пико, могли бы позавидовать этому дару.

Философ утверждает, что человек способен совершенствоваться с помощью нравственных наук. Следуя высшим идеалам, таким как милосердие, разум и справедливость, он может возвысить свою природу. Чтобы действовать милосердно или справедливо, необходим разум. Когда человек совершает благие поступки, он духовно растёт; когда поступает дурно — деградирует, уподобляясь растению или животному. Растение лишь существует и потребляет, а животное лишено разума. Когда человек бездействует или действует инстинктивно, он становится подобен низшим существам.
Пико называет человека «хамелеоном», способным менять свою форму в зависимости от сделанного выбора. Эта идея стала революционной для своего времени, так как она нарушала средневековое представление о «Великой цепи бытия», где каждому созданию отводилось строго определённое и неизменное место. Человек в философии Пико становится творцом самого себя.
Путь к совершенству
В каждом человеке существуют внутренние конфликты и страсти, которые тянут его вниз. Несовершенство разума также ведёт к ошибкам. Обуздывая свои страсти и оттачивая способность к рассуждению, человек может подготовить себя к высшим духовным свершениям. Для этого Пико обращается к христианским, иудейским, греческим и другим источникам, описывающим путь очищения, который позволяет изучать философию и теологию для достижения высших уровней бытия.
Пико приводит в пример различные учения, согласно которым человек должен пройти ряд этапов — от очищения морали до овладения знанием. Конечной целью является достижение покоя и мира в душе, что открывает путь к чистому созерцанию божественного. Этот мир достигается через мысль и отказ от насилия, которое низвергает человека. Когда земные люди обретают внутренний мир, они возвышаются навстречу своему божественному началу.
Синкретическая философия
Уникальность подхода Пико заключается в его стремлении к синкретизму — гармоничному объединению знаний из самых разных источников. В отличие от современников, которые следовали одной философской школе, он изучал Платона и Аристотеля, труды арабских и персидских мыслителей, герметизм и еврейскую Каббалу. Он верил, что все эти учения содержат частицы единой божественной истины и могут быть согласованы между собой, подтверждая основы христианской веры.
Пико написал 900 тезисов по физике, метафизике, математике, теологии и магии, намереваясь защищать их в Риме перед учёными со всей Европы. Философию он сравнивал с битвой, где учёные соревнуются в познании, становясь мудрее как после победы, так и после поражения. Он подчёркивал, что философией следует заниматься ради истины, а не ради денег или славы, и сам посвятил жизнь учёбе, не заботясь о богатстве или мнении окружающих.
Магия и Каббала
Пико разделял магию на два вида. Тёмная магия, или гоетия, связана с демонами и приносит вред. Светлая, или натуральная магия, по его мнению, является высшей формой практической науки, «совершенной частью философии». Она позволяет познать скрытые силы природы и использовать их, соединяя земной мир с божественным. Несмотря на дурную репутацию магии у некоторых людей, Пико видел в ней инструмент познания.
Особое место в его системе занимала Каббала — еврейское мистическое учение. Пико утверждал, что Моисей помимо писаного закона получил тайные устные наставления, которые веками передавались из уст в уста. Эти знания были записаны мудрецами после Вавилонского плена. Пико приобрёл и изучил каббалистические тексты, утверждая, что нашёл в них подтверждение главных догматов христианства, таких как учение о Троице и божественности Христа.
Защита своих идей
Представляя свои тезисы, Пико предвидел критику. Одни могли упрекнуть его в том, что он слишком молод для столь грандиозных задач. На это он отвечал, что в философском состязании важны заслуги, а не возраст. Другие считали, что 900 тезисов — это излишне много. Пико же настаивал, что это необходимое количество для всестороннего рассмотрения важнейших вопросов и создания новой философии для будущих поколений.
В «Речи о достоинстве человека» Пико называет человека счастливейшим из созданий:
Высокочтимые отцы, я прочитал в книгах арабов, что Абдалла Сарацин, когда его спросили, что представляется ему на этой мировой сцене самым удивительным, ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек.
Пико признаёт прежние суждения об уникальности человека, но считает, что его главное достоинство — в способности осознать и оценить величие творения. Творец, создав небесные и земные существа, не определил для человека отдельного места, а дал ему частицу каждого из миров. Животные ограничены своей природой, а человек сам решает, кем ему быть.
Он становится тем, что выбирает: “Если разовьёт растительное начало — станет растением; если чувственное — превратится в животное; если рациональное — сделается небесным существом”. Пико соглашается с античными и восточными мудрецами, что люди, ведущие себя подобно низшим существам, становятся ими по своей сути:
Не кора делает растение, а его глупая и ничего не чувствующая природа; не кожа делает вьючное животное, а его скотская и чувственная душа; не разделение на круги делает небо, а его незыблемый порядок… Кто живёт, не заботясь о себе, тот — растение; кто раб чувств — тот животное.
Философ же, по его мнению, — это небесное создание:
Если же это чистый созерцатель, не зависящий от тела, сосредоточенный в святилище своего духа, то это не земное и не небесное существо, но нечто более высокое — божество, облечённое в человеческую плоть.
Поскольку человек рождён свободным, он должен стремиться к высшему. Пико призывает подражать ангелам, действуя милосердно, разумно и справедливо. Но для этого нужны знания. Он ссылается на апостола Павла, который, согласно Дионисию Ареопагиту, видел, что ангелы сначала очищаются, затем просвещаются и, наконец, достигают совершенства. Так и люди должны очистить себя от страстей, чтобы познать божественное.
Нравственная философия и диалектика помогают обуздать страсти и упорядочить разум. Лишь тогда, «охваченные священным безумием Муз, мы услышим небесную гармонию». Нравственная философия предписывает избегать излишеств и познавать себя, что делает возможным переход к теологии — высшей ступени познания, приносящей мир в душу.
Представив обзор своих исследований и защитившись от ожидаемой критики, Пико делла Мирандола завершает речь, заявляя о своей полной готовности к предстоящим диспутам.
- «Орбита Юпитера» Гэри Шмидта, краткое содержание
- «Начало одного писателя» Эйдоры Уэлти, краткое содержание
- «Открытые вены Латинской Америки» Эдуардо Галеано, краткое содержание
- «Один из наших» Уиллы Кэсер, краткое содержание
- «Ускорение» Грэма Макнами, краткое содержание
- «Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?