«Орация о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола, краткое содержание читать ~10 мин.
Один из важнейших представителей философии эпохи Возрождения, Джованни Пико делла Мирандола «Орация о достоинстве человека (De hominis dignitate)» была представлена в качестве публичного выступления в 1486 году, но так и не была опубликована при его жизни. Пико умер в 1494 году, за два года до её первоначальной публикации.
В своей оратории Пико исследует человечество, приходя к выводу, что чистый разум – это высший уровень, которого может достичь человек. Одинокий среди существ, человек обладает частью каждого другого существа. Эта свобода позволяет человеку возвышать или понижать себя. Высшие уровни бытия лучше, чем низшие. Свобода отличает человека от других существ, и даже высшие существа могут завидовать человеку за его свободу.
Пико утверждает, что человек может улучшить себя с помощью моральных наук. Следуя высшим идеалам, человек может возвыситься. К таким идеалам относятся милосердие, разум и справедливость. Для того чтобы действовать милосердно или справедливо, необходим разум.
Когда человек поступает хорошо, он возвышается. Когда человек поступает плохо, он падает. Таким образом, человек может стать подобным растению или животному. Растение – это низшая форма, которая только лежит на месте и потребляет. Животное лишено разума. Когда человек остаётся неподвижным или реагирует без разума, он становится подобен низшему существу.
В каждом человеке есть внутренние конфликты, которые тянут его вниз. Такие конфликты порождают страсти. Кроме того, каждый человек часто рассуждает неправильно. Ограничивая свои страсти, как положительные, так и отрицательные, и совершенствуя свои рассуждения, человек может подготовить себя к религиозным свершениям.
Пико приводит христианские, древнееврейские, древнегреческие и другие источники о чистоте, позволяющие человеку изучать философию и теологию, чтобы достичь высших уровней бытия. Различные авторитеты учат, что человек должен пройти через ряд этапов, начиная с чистоты и заканчивая все более значимыми формами обучения. Наконец, человек достигает покоя. Чистое созерцание изображается как идеал.
Достичь состояния покоя можно с помощью мысли. Мир возвышает человека, а насилие опускает его. Когда земные люди достигают мира, они поднимаются вверх, чтобы встретиться со своим божественным собратом.
Пико описывает союз между земным и божественным. Земной человек должен стать мирным, чтобы подняться на более высокий уровень.
Пико написал 900 тезисов на различные темы. Среди них физика, метафизика, математика и магия. Он вводит новые идеи в каждую из этих областей и объединяет идеи источников из разных культур. Он утверждает, что решает самые важные проблемы современности.
Философия подобна битве, утверждает Пико; учёные соревнуются, становясь более сведущими благодаря успеху или поражению. Он изучал различные школы и учителей, в отличие от большинства своих современников, которые следовали только одной школе или учителю. Пико посвятил себя учёбе, вместо того чтобы беспокоиться о деньгах или мнении других. Он утверждает, что философией следует заниматься только ради истины, а не ради денег.
Далее, Пико изучал числа. Он считает числа одним из важнейших методов мышления, как и Платон и другие философы. При этом они имеют в виду не обычные расчёты, как это делают купцы, а более заумные числовые искусства.
По словам Пико, благодаря изучению чисел он стал способен разрешить десятки самых насущных научных вопросов своего века. Он утверждает, что возвысился над другими философами того времени настолько, что смог представить новую философию для последующих поколений.
Магия, говорит Пико, может быть светлой или тёмной. Светлая магия подобна религии, искусству или науке. Учёные приложили немало усилий, чтобы изучить магию. Магия может объединить высшее и низшее. Однако среди некоторых людей магия имеет плохую репутацию. Тёмная магия может иметь губительные последствия. Новая философия состоит из 900 тезисов Пико.
Пико утверждает, что тайные учения передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Древнееврейские учёные имели устную традицию, Кабал, которая стала хранилищем томов. Пико утверждает, что прочитал эти тома. Он рассматривает тайные учения, будь то философские или теологические школы, как подтверждение христианства.
Некоторые критики утверждают, что Пико слишком молод, чтобы приобретать знания, не говоря уже о том, чтобы создавать новые знания. Он отвечает, что заслуги, а не возраст, должны определять философскую битву. Другие критики утверждают, что он взял на себя слишком большую задачу. Пико утверждает, что его 900 тезисов представляют собой то, что он должен аргументировать, а не избыток. Любое меньшее количество аргументов было бы недостаточным. Он мог бы представить ещё больше аргументов, на большее количество тем, однако он считает, что это достаточное количество.
Представив обзор своих исследований, Пико заявляет о своей готовности к диспутам.
В «Оратории о достоинстве человека» Пико называет человека самым удачливым существом:
“Высокочтимые отцы, я читал в древних писаниях арабов, что Абдала Сарацин на вопрос, что на этой сцене, так сказать, мира, кажется ему наиболее вызывающим удивление, ответил, что нет ничего более чудесного, чем человек”.
Пико признает предыдущие рассуждения об уникальности человека, такие как посредничество человека среди животных, жизнь между небесами вверху и землёй внизу, и объединение самого времени посредством чувства и интеллекта. Пико считает, что человек занимает наиболее достойное восхищения положение, потому что он способен оценить чудо творения.
Пико описывает создание небесных существ вверху и низменных существ внизу, заполняющих все пространство. Вместо отдельного места Творец дал человеку часть каждого другого места. В то время как животные вынуждены жить в своих пределах, человек может сам решать, где ему жить. Человек может опуститься до уровня животных или подняться на более высокие уровни. Свобода отличает человека от других.
Пико пишет, что человек становится тем, что он выбирает: “Если он будет растительным, то станет растением; если чувственным, то станет грубым; если разумным, то явит себя небесным существом”. Согласно греческим, древнееврейским и исламским источникам, люди, ведущие себя как низшие существа, превращаются в таковых, и Пико с этим согласен:
“Не кора делает дерево, но его бесчувственная и безответная природа; не шкура делает ношу, но его грубая и чувственная душа; не круглая форма делает небеса, но их гармоничный порядок. Человек, который ведёт себя смиренно, – растение, а человек, который реагирует только на чувства, – зверь.”
Философ – это небесное создание:
“Если, наконец, чистый созерцатель, не замечая тела, всецело удаляется во внутренние покои разума, то здесь действительно не земное и не небесное создание, а некое высшее божество, облечённое в человеческую плоть”.
Поскольку человек рождается свободным, он должен стремиться к высшим ступеням, а не опускаться на низшие. Пико утверждает, что нужно стремиться выйти за пределы этого мира. Для этого он призывает подражать ангелам и действовать милосердно, разумно и справедливо. Чтобы действовать по справедливости или с любовью, человек должен обладать знаниями. Поэтому Пико обращается за знаниями к традиционным авторитетам:
“Давайте спросим апостола Павла, этот сосуд избрания, в какой деятельности он видел воинства херувимов, когда был вознесён на третье небо. Он ответит, согласно толкованию Дионисия, что видел их сначала очищенными, затем освещёнными и, наконец, совершенными”. Пико утверждает, что люди должны также очистить себя, ограничив страсти и разум и познавая только божественное.
Ссылаясь на Иакова из Ветхого Завета для равновесия, он утверждает, что аппетит и власть загрязняют человека так, что он не должен стремиться к ангельскому, не очистив себя от этих проблем. Через нравственную философию люди могут подняться на более высокие уровни бытия.
Согласно Иову, мир необходим для божественной жизни. Согласно Эмпедоклу, мир поднимает человека выше, а насилие тянет его вниз. Пико пишет, что теология может принести мир во внутренние разногласия.
Достижение мира и единства представляет собой «дружбу», которую пифагорейцы считают сутью философии. Тогда божественное станет единым с земным, как на свадьбе.
Далее Пико цитирует Моисея, который говорит, что нечистые должны очиститься и изучать философию, а затем теологию.
У древних греков также были этапы теологического обучения для посвящённых. Люди хотели выйти за пределы проблем этого мира:
Если посредством нравственной философии сила наших страстей будет обуздана надлежащим контролем, чтобы они достигли гармоничного согласия, и если посредством диалектики наш разум будет развиваться упорядоченным образом, тогда, поражённые неистовством муз, мы услышим небесную гармонию внутренним слухом духа. Нравственная философия предписывает избегать излишеств и познавать себя. Тогда становится возможной теология.
Пико объясняет, что он изучал философию из-за её роли в развитии теологии. Современники критиковали философию, считая её практически бесполезной и не приносящей дохода. Пико утверждает, что философия не должна быть прибыльной, а должна быть направлена только на поиск истины. Любой другой метод не был бы философским. С этой целью он посвятил себя исключительно учёбе: “Философия научила меня полагаться на свои собственные убеждения, а не на суждения других людей, и меньше заботиться о том, хорошо ли обо мне думают, чем о том, не является ли то, что я делаю или говорю, злом”.
Пико отмечает, что предполагаемая аудитория одобрит его послание, в то время как многочисленные критики его не одобрят. Среди критиков есть те, кто скептически относится к любым добродетельным начинаниям, и те, кто скептически относится к тому, что столь молодой человек обращается к 900 столь серьёзным темам к значительной аудитории уважаемых людей.
Пико защищается от утверждения, что философствовать неправильно, ссылаясь на свою аудиторию и знаменитых философов прошлого, уже занимавшихся философией. Философия исторически зависела от состязаний для укрепления разума.
В ответ на жалобу, что он не способен решать такие весомые темы, Пико утверждает, что это может сделать любой человек, в том числе и юноша, так как заслуги, а не возраст должны определять состязание. Более того, в философских состязаниях поражение означает большую образованность, а значит, считается победой.
Обращаясь к большому количеству тем, Пико утверждает, что больше – лучше, и что ему будут аплодировать за успех или хотя бы за попытку. Вместо того, чтобы придерживаться одного источника, Пико изучил множество источников. У каждого учёного или школы мысли есть свои уникальные моменты.
Поскольку учения передавались через цивилизации, столетия проходили без тщательного переосмысления. Пико стремится к новому пониманию, а не просто повторяет исторические выводы, как это делали многие другие философы.
На протяжении многих поколений люди предполагали гармонию между Платоном и Аристотелем. Пико рассматривает этих двух философов, утверждая, что изучил их общие черты, и говорит, что он развил идеи в физике и метафизике. Пико также представляет философию чисел, воскрешённую предыдущими философами. Платон, Аристотель и другие философы считали числа самой важной частью мысли.
Пико также рассматривает магию, которую он делит на тёмную и светлую. Злая магия приносит вред, а добрая магия – это высокая добродетель, которая сообщает земному миру от божественного. Магия выступает в качестве посредника между низшими и высшими уровнями бытия.
Далее Пико описывает мистерии Евреев. Помимо пяти книг, он утверждает, что Моисей получил дополнительную информацию о законе. Послание могло быть передано только устно, посвящённым. «Кабала» относится к получению этого тайного послания. После того, как евреи вышли из плена и восстановили государство, писцы собрались и записали секретные тома. Пико пишет, что он приобрёл и прочитал кабалистические тексты и нашёл в них христианскую религию.
Далее Пико обсуждает древнюю поэзию. Пифагор основывал свою философию на стихах Орфея. Пико пишет, что в стихах истина замаскирована в широких терминах, так что ему пришлось с трудом её раскрыть: “Я хотел прояснить в споре не только то, что я знаю очень многое, но и то, что я знаю очень многое, чего не знают другие”.
- «Орбита Юпитера» Гэри Шмидта, краткое содержание
- «Начало одного писателя» Эйдоры Уэлти, краткое содержание
- «Открытые вены Латинской Америки» Эдуардо Галеано, краткое содержание
- «Один из наших» Уиллы Кэсер, краткое содержание
- «Ускорение» Грэма Макнами, краткое содержание
- «Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?