«Орестея» Эсхила, краткое содержание читать ~3 мин.
«Орестея» — это единственная полностью сохранившаяся трилогия древнегреческих трагедий, написанная драматургом Эсхилом (Αἰσχύλος) в 458 году до н.э. В неё входят пьесы «Агамемнон», «Хоэфоры» («Носители возлияний») и «Эвмениды». Трилогию завершала сатировская драма «Протей», текст которой был утрачен. Предполагается, что «Протей» в комическом ключе повествовал о приключениях Менелая в Египте, создавая контраст с трагическим напряжением основных пьес.
Трагедии были созданы для Великих Дионисий — ежегодного афинского фестиваля в честь бога вина и театра Диониса. В рамках праздника, сочетавшего религиозные ритуалы и всеобщее веселье, три драматурга состязались в мастерстве. В 458 году до н.э. Эсхил со своей «Орестеей» одержал победу в этом драматическом конкурсе.

Аристотель и другие античные мыслители называют Эсхила «отцом трагедии». Он заложил основы жанра, которые позже развивали Софокл и Еврипид — единственные древнегреческие трагики, чьи произведения также дошли до нас. Ключевыми нововведениями Эсхила стали объединение пьес в трилогии на общую тему, введение второго актёра, что позволило создавать полноценный диалог, и усиление роли хора.
Основная тема «Орестеи» — прекращение родового проклятия дома Атрея через переход от кровной мести к правосудию, осуществляемому государством. Трилогия последовательно изображает этот переход: от убийства царя Агамемнона его женой Клитемнестрой в первой части, через месть их сына Ореста во второй, к суду над Орестом и установлению нового порядка в финале.
В пьесе «Агамемнон» Аргос ожидает возвращения царя с Троянской войны, длившейся десять лет. Хор аргосских старейшин сокрушается о страданиях, перенесённых городом. Агамемнон прибывает с трофеем — пленённой пророчицей Кассандрой, дочерью царя Приама. Его жена, царица Клитемнестра, убеждает его войти во дворец по пурпурному ковру, что является актом гордыни, неугодной богам.
Кассандра предвидит свою и царскую гибель от руки Клитемнестры. Царица, желая отомстить за принесение в жертву их дочери Ифигении перед началом войны и униженная появлением любовницы мужа, заманивает Агамемнона в ловушку и убивает его. Её любовник Эгисф, двоюродный брат Агамемнона, объявляет себя соучастником заговора. Хор взывает к сыну Агамемнона, Оресту, с мольбой о мести.
Действие «Хоэфор» происходит спустя годы. Аргосом правят Клитемнестра и Эгисф. Орест, возмужавший в изгнании, тайно возвращается на родину. У могилы отца он встречает сестру Электру. Орест сообщает, что оракул Аполлона повелел ему отомстить за отца, убив его убийц. С помощью Электры и хора рабынь он проникает во дворец и исполняет веление бога. Сразу после убийства матери Ореста начинают преследовать фурии — богини мести, и он в безумии бежит из города.
В «Эвменидах» (в переводе «Милостивые» — имя, которое фурии получат в финале) Орест ищет спасения от преследовательниц. Ему покровительствует Аполлон, который проводит обряд очищения в Дельфах и погружает фурий в сон, давая Оресту возможность бежать в Афины. Там Орест ищет убежища в храме Афины на Акрополе. Разбуженные призраком Клитемнестры фурии настигают его.
Афина учреждает первый в истории суд — Ареопаг. Фурии выступают обвинителями, Аполлон — защитником Ореста, а присяжными становятся граждане Афин. Голоса присяжных разделяются поровну. Афина отдаёт свой решающий голос за оправдание, устанавливая закон милосердия. Чтобы умиротворить разгневанных фурий, богиня предлагает им стать почётными покровительницами города — эвменидами. Так родовой закон мести сменяется правосудием полиса.
Комментирование недоступно Почему?