«Орестея» Эсхила, краткое содержание читать ~3 мин.
Написанная в 458 году до н.э. греческим драматургом Эсхилом, «Орестея» представляет собой трилогию пьес, в которую входят «Агамемнон», «Носители возлияний», «Эвмениды», а также утраченная пьеса о сатире «Протей». Пьесы «Орестеи» – это классические трагедии, драматический жанр, посвящённый плачевному и мучительному падению великих героев. Пьесы были написаны для представления на городском празднике Дионисии, который прославлял Диониса, бога вина и театра. Фестиваль представлял собой сочетание религиозной церемонии и ликующего веселья, проходил в течение пяти дней, и три трагика соревновались за славу со своими пьесами. Эсхил занял первое место в драматическом конкурсе за «Орестею».
Историки и философы, такие как Аристотель, считают Эсхила отцом трагедии, кодифицировавшим многие аспекты этого жанра в более поздних пьесах Софокла и Еврипида, единственных других древнегреческих трагиков, чьи произведения сохранились до наших дней. Среди изменений, которые Эсхил привнёс в трагедии, были нововведения в виде трилогий пьес на схожие темы, введение второго актёра и более единого хора.
В «Орестее» подробно описывается снятие проклятия с дома Атрея после убийства царя Агамемнона его женой, царицей Клитемнестрой в «Агамемноне»; убийство Клитемнестры руками их сына Ореста в «Носителях возлияний», и оправдание Ореста через суд и умиротворение фурий в «Эвменидах».
В «Агамемноне» город Аргос с нетерпением ждёт возвращения царя Агамемнона и его армии, десять лет спустя после того, как они ушли воевать с Троей. Хор старых аргивян размышляет о страданиях, которые Аргос пережил в отсутствие своего царя. Агамемнон прибывает со своей новой наложницей Кассандрой, дочерью царя Трои Приама. Царица Клитемнестра уговаривает его пройти по гобеленам, расстеленным на дорожке к дворцу.
Тем временем Кассандра видит, как она и Агамемнон погибают от рук Клитемнестры. Клитемнестра запутывает Агамемнона в царских одеждах и закалывает его до смерти, желая отомстить за принесение в жертву их дочери Ифигении в начале Троянской войны. Эгист, любовник Клитемнестры и политический соперник Агамемнона, ставит себе в заслугу эту смерть. Хор молит сына Агамемнона, Ореста, отомстить за отца.
В «Носителях возлияний» прошло некоторое время после смерти Агамемнона, и Клитемнестра и Эгисх стали правителями Аргоса. Орест возвращается и встречает свою сестру Электру на кладбище, чтобы почтить память их отца. Орест рассказывает, что Аполлон поручил ему отомстить за их отца, уничтожив его убийц. Он добивается этого с помощью Электры и хора сочувствующих порабощённых женщин. Орест, терзаемый чувством вины перед фуриями за убийство матери, бежит из города.
В «Эвменидах» (что означает «Любезные», имя, данное фуриям в конце пьесы) Орест уже некоторое время находится в бегах от фурий. Ему помогает Аполлон, который совершил для Ореста очистительные обряды, сняв с него следы преступления. В храме Дельфийского оракула Аполлон усыпляет фурий, чтобы Орест мог бежать в Афины, где он входит в храм Афины в Парфеноне в качестве просителя. Фурии, подстёгиваемые гневом призрака Клитемнестры, следуют за ним в Афины. Афина прибывает и вершит суд над Орестом. Фурии выступают в качестве обвинения, Аполлон – главный свидетель и защитник Ореста, а афиняне – присяжные.
Благодаря показаниям Аполлона и искусной логике Ореста оправдывают. Афина использует этот суд как основу афинской системы правосудия и умиротворяет фурий, сделав их защитными духами города.
Комментирование недоступно Почему?