«Сезон мачете» Жана Хацфельда, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга «Сезон мачете: Убийцы в Руанде говорят» (2003) французского журналиста Жана Хацфельда представляет десять рассказов рядовых участников геноцида в Руанде, в результате которого всего за два месяца в 1994 году погибло 800 000 тутси. Каждый выживший житель одного и того же относительно небольшого города подробно рассказывает о соседях, которых они убили (или помогли убить).
Его темы включают личную ответственность, ужасы группового мышления и массовую дегуманизацию. Название происходит от «сезона» убийств, а также от мачете, которые хуту обычно использовали для земледелия, чтобы убивать тутси, в среднем 10 000 убийств в день.
Девять мужчин, с которыми было проведено подробное интервью, принадлежат к большинству населения хуту. Когда Хацфельд беседовал с ними в 2001-2002 годах, все они находились в тюрьмах или лагерях перевоспитания, будучи осуждёнными за убийства.
Как и большинство жителей города Ньямата, они ненавидели меньшинство населения тутси и были настроены на геноцид. Всего за два месяца хуту убили 50 000 тутси в этом регионе, или около 85% всего населения тутси в районе долины.
«Сезон мачете» начинается с того, что Роза Кубвимана, пожилая женщина хуту, занимается своими утренними делами в утро того дня, который станет геноцидом в Руанде. Ее сын, Адальберт Мунзигура, будет одним из десяти убийц, о которых рассказывается в книге; ему было 23 года, когда начался геноцид.
11 апреля 1994 года президент Руанды Ювенал Хабиаримана был убит, когда его самолёт взорвался при подлёте к столице страны Кигали. Население хуту обвинило народ тутси в том, что выглядело как покушение на убийство.
В некоторых разделах Хатцфельд смешивает десять интервью вместе. Часто это связано с общим действием, которое они выполняли, например, разбивали головы различными предметами, или с временными рамками, например, где они были, когда начался геноцид, или когда они впервые убили кого-то, кто им нравился.
Один из мужчин, Эли, рассказывает, как хуту считали, что тутси ничем не лучше тараканов; эти настроения возникли десятилетия и десятилетия назад и поддерживались пропагандой, финансируемой государством. Игнас говорит, что после крушения самолёта президента Хабиариманы хуту вдруг стали суперпатриотами и отбросили все свои мелкие внутригрупповые ссоры.
В главе «Три холма» Хацфельд рассказывает предысторию того, почему тутси и хуту ненавидели друг друга. Этот конфликт назревал с 1962 года. Следующая глава, «Первый раз», представляет собой прямой диалог самих мужчин без какого-либо повествовательного контекста со стороны автора. Мужчины описывают свои первые убийства: некоторые убивали старух, некоторые стариков, а некоторые – матерей с детьми. Большинство своих жертв они не знали, но некоторые убивали знакомых, в том числе людей, с которыми ходили в церковь.
Дав мужчинам возможность высказаться напрямую, Хацфельд излагает все их истории в главе «Банда». Все мужчины были сыновьями фермеров и не имели хорошего образования. Все убийцы были друзьями друг друга до геноцида. Никто из мужчин не признается, что был особенно расистом по отношению к тутси (один мужчина даже женился на тутси), но после патриотической горячки 11 апреля они почувствовали, что их миссия – улучшить свою страну, убив всех тутси.
Хацфельд продолжает приводить их стенографические показания. Многие из мужчин утверждают, что у них не было другого выбора, кроме как помогать в убийствах. Если бы они не захотели помогать, их бы убили. Они отмечают, что мир в целом не может судить их действия, потому что они никогда не были в подавляющем окружении, где выбор был – убить или быть убитым.
Мужчины также вскользь упоминают, что за убийство тутси полагалась финансовая выгода. После убийства тутси средь бела дня они могли красть из их магазинов. Это включало грабёж алкоголя, фруктов, металлов и коров.
Хотя никто из мужчин не испытывает чувства вины за свои действия, некоторые признаются, что чувствуют угрызения совести по отношению к людям, которых им поручили убить. Один мужчина рассказывает о том, что ему пришлось убить футбольного товарища тутси.
Хатцфельд рассматривает уникальные условия, которые привели к геноциду в Руанде. Он также рассматривает общие для большинства геноцидов факторы: они часто спонсируются государством, имеют одностороннюю направленность и десятилетиями накапливают недовольство с помощью пропагандистской литературы. Участники геноцида редко считают свои действия варварскими, поскольку все вокруг делали то же самое. Они ожидают прощения и испытывают растерянность или гнев, когда прощение не даётся.
Его особенно интересует, как происходят групповые убийства, когда одна группа успешно изображает другую как недочеловека, и как они рационализируют своё убийственное поведение, утверждая, что просто выполняли приказ.
Хацфельд с некоторым удивлением признает, что многие из убийц не пытаются помириться с выжившими. Он сделал фотографию десяти человек и представляет её в главе «Убийцы». Хацфельд описывает судьбу каждого человека после того, как геноцид был остановлен национальными и международными силами. Большинство из них отбывали срок в тюрьме или в лагерях «перевоспитания». Некоторые были приговорены к казни, но наказание обычно заменялось пожизненным заключением.
- «Свекровь» Салли Хепворт, краткое содержание
- «Мистическая река» Денниса Лихейна, краткое содержание
- «Лупита Маньяна» Патриции Битти, краткое содержание
- «Моя сестра – серийная убийца» Ойинкан Брейтуэйт, краткое содержание
- «Меня зовут Люси Бартон» Элизабет Страут, краткое содержание
- Фотовыставка «Алиса» Олега Усатюка открылась в Киеве
Комментирование недоступно Почему?