«Басни Эзопа» Эзопа, краткое содержание читать ~4 мин.
«Басни Эзопа» – это название сборника коротких нравоучительных историй, приписываемых Эзопу, фракийскому мудрецу, который провёл большую часть своей жизни в рабстве на острове Самос. Каждая история содержит гибриды мифа, легенды и социальной притчи, переосмысливая многие элементы устной традиции в рамках дидактической морали Эзопа.
Всего известно 725 притч, которые были рассказаны примерно между 620 и 564 гг. до н.э., но не были опубликованы в самом начале из-за их устного характера. В большинстве басен Эзопа фигурируют олицетворённые животные, которые, как правило, имеют символическую связь один к одному с пороком или добродетелью. Например, лиса часто символизирует сообразительность, заяц – ловкость, бык – безрассудство, осел – тучность, а муравей – трудолюбие.
В одной из своих самых известных притч «Осел, лиса и лев» лиса соглашается обмануть своего друга осла и обречь его на гибель от рук льва в обмен на вечную защиту. Хитрый лев делает вид, что согласен, ловит и съедает осла, а затем все равно съедает лису. Мораль этой притчи заключается в том, что предательство порождает ещё большее предательство, нанося вред карме человека и разрушая культуру доверия.
В другой истории, «Лиса и виноград», лиса пытается достать виноградную гроздь, которая находится слишком высоко на лозе. После многократных попыток подняться он сдаётся и уходит, с горечью заявляя, что виноград все равно должен быть кислым. Эта притча привела к появлению выражения «кислый виноград», которое в наши дни используется для описания случаев, когда человек отвергает или оскорбляет недостижимый объект желания. В рассказе «Лиса и виноград» лиса стоит на вершине живой изгороди и хватается за колючую лозу, чтобы удержаться на ногах. Шипы жалят её олицетворяя крапиву и лиса порицает виноградную лозу за нежелание помогать другим. Лоза отвечает, что со стороны лисы глупо доверять организму, главная функция которого – держаться за других.
Вывод: неразумно просить помощи у тех, кто в ней постоянно нуждается. Некоторые басни Эзопа отходят от его традиции олицетворять животных. В «Зевсе, Посейдоне, Афине и Момусе» он пересказывает популярный греческий миф о взаимодействии между богами. В этой истории Посейдон, Зевс и Афина решают устроить соревнование, чтобы определить, кто сможет создать самое совершенное божественное творение. Зевс лепит человека из земли, Афина строит дом, а Посейдон изобретает быка.
Боги выбирают Момуса, бога, видящего недостатки и ошибки, судьёй на конкурсе, так как он очень критичен и никогда ничем не доволен. Момус не присуждает приз никому. Вместо этого он заявляет, что человек сделан некачественно и должен иметь окно над сердцем, чтобы сделать его внутреннюю жизнь прозрачной. У дома нет колёс, чтобы передвигать его подальше от плохих соседей. А бык подрывает свою собственную силу тем, что ему нужно отводить глаза от цели, когда он бьёт рогами. Разгневанный Зевс изгоняет Момуса с Олимпа, жалуясь, что критики не способны создать ничего хорошего.
В некоторых других баснях Эзопа, таких как «Два горшка», на сцену выходят олицетворённые неодушевлённые предметы и рассуждают о моральных проблемах. В этой истории горшок из металла и горшок из глины падают вместе в ручей. Металлический горшок просит глиняный горшок остаться рядом с ним, чтобы он мог защитить глиняный горшок от разбивания о камни. Глиняный горшок отказывается, утверждая, что ему лучше держаться подальше от бронзового горшка, твёрдость которого может разрушить его так же легко, как и камни. Эта басня говорит о том, что слабым не следует пытаться вступать в союз с сильными.
Эзоп был плодовитым деятелем устной литературы, и даже истории, которые он не создавал, стали приписываться ему просто благодаря его мастерству и репутации. Большинство басен состоят всего из нескольких предложений, эффективно максимально упакованных и переданных так, чтобы произвести максимальное впечатление на греческую аудиторию, которая слушала их в основном для развлечения.
Они также имеют политический вес и, как предполагается, использовались Эзопом для косвенного комментирования и изменения политических взглядов и политики его общества. Большинство басен известны и сегодня, благодаря их обобщающим идеям и акценту на непреходящих пороках и добродетелях.
- «Сестра Кэрри» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Я, Титуба: Чёрная ведьма из Салема» Мэрис Конде, краткое содержание
- «Александр Гамильтон» Рона Черноу, краткое содержание
- «Безмолвная весна» Рейчел Карсон, краткое содержание
- «Остров шрамов» Дэна Гемайнахарта, краткое содержание
- Физкультура и субкалорийная диета для борьбы с ожирением
Комментирование недоступно Почему?