«Оттенки» Маргариты Поланд, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман Маргариты Поланд «Оттенки» обладает уровнем сложности, превышающим привычный для большинства западных читателей: множество персонажей, каждый из которых связан с другими по-разному и движим различными мотивами и переживаниями, которые часто неоднозначны и полностью раскрываются лишь в конце романа.
Темы, затрагиваемые в «Оттенках», также разнообразны: семья, любовь, война, болезнь, голод, религия, община. Роман показывает, что значение каждой из этих тем нестабильно и изменчиво. Хотя эта сложность порой может ошеломить читателя, она также даёт ему возможность заглянуть в ту сложность и неразбериху, которая определяла Южную Африку в двадцатом веке.
В центре бури – миссионерская община Святого Матфея, расположенная в Восточном Кейпе Южной Африки. Миссией управляют в основном англичане, которые, несмотря на общее национальное наследие, демонстрируют широкий спектр взглядов на конечную цель миссии. Руководитель миссии Чарльз Фарборо, безусловно, стремится распространить христианскую весть среди жителей своей общины, но Чарльз также убеждён в необходимости уважать своих прозелитов и всегда относиться к ним с состраданием – в частности, он делает все возможное, чтобы облегчить страдания, вызванные засухой и распространением болезни под названием чума.
Другие участники миссии, такие как Чарльз, конечно же, поддерживают прозелитизм и содействие усилиям по оказанию помощи в регионе; однако они отличаются в своём стремлении уважать прозелитов, в частности, в своём стремлении уважать их автономию и традиционную духовность, включая их практику поклонения предкам.
Вместо того чтобы прямо заявить о «способе действия» каждого персонажа, Польша знакомит читателя с героями по частям, часто с большим драматическим эффектом. Польша постоянно заставляет читателя гадать: именно тогда, когда вам кажется, что вы разгадали персонажа, он или она делает что-то, что выбивает вас из колеи. Например, мы можем рассмотреть Бенедикта Майтвейна, который был усыновлён и воспитан Фарборо вместе с Эмили Фарборо, женой Чарльза.
С самого начала романа мы видим, что Майтвейн чувствует глубокую связь со своей приёмной семьёй, и в особенности с Эмили, которая, кажется, преследует интересы Майтвейна. Однако по мере развития романа мы видим, что все не так просто. Происходят события, которые ставят под сомнение предположения читателя о приверженности Мэйтвейна своей семье и миссии, а также сострадание Эмили к Мэйтвейну.
Когда его любовный интерес Доркас Пумани изгоняют из общины, Майтвейн решает нарушить желание Фарборо и ожидания миссии, продолжая общаться с Пумани. Реакция Эмили, узнавшей о том, что Майтване продолжает общаться с Пумани, довольно сурова и противоречит той сострадательной заботе, которую мы, читатели, ожидали от Эмили на этом этапе истории. По мере развития сюжета мы обнаруживаем, что у Эмили есть и фанатичная сторона, которую взращивает Мзанци, также принадлежащий к миссии. Во многом благодаря влиянию Мзанци Эмили заставляет Майтване выполнять болезненные ритуалы. Эти ритуалы, для Мзанци и Эмили, призваны помочь обеспечить будущее Майтване как священнослужителя. Майтване также получает образование, которое укрепляет представления о превосходстве Запада, тем самым отдаляя Майтване от его африканских корней.
Несмотря на то, что Майтване остаётся в состоянии конфликта на протяжении всего обучения, он, тем не менее, добивается успехов в учёбе. Вопреки ожиданиям, Майтване способен овладеть навыками, необходимыми для западного письма и исследований, не усваивая при этом неявные расовые предрассудки, содержащиеся во многих книгах, которые он изучал. Способность Майтване отделять первое от второго становится очевидной, когда Майтване начинает писать газетные статьи, в которых резко критикует участие Запада в жизни Африки и продвигает националистическое движение в Африке. Журналистская деятельность Майтване также приводит к разрыву между Эмили и Мзанци: в то время как Эмили гордится достижениями Майтване, Мзанци опасается возможных последствий распространения радикальных идей в регионе.
Хотя «Оттенки» содержат достаточно примеров конфликтов, борьбы и двусмысленных мотивов, чтобы заставить читателя вскружить голову, есть также моменты, когда Польша позволяет лучу надежды пробиться сквозь облако суматохи. Обращаясь к другому герою «Оттенков», английскому миссионеру Уолтеру Браунли, мы видим, что миссионерская работа может осуществляться на чужой земле без попрания существующей там традиционной культуры. Уолтер начал свою миссионерскую работу в церкви Святого Матфея вместе с Фарборо, но позже его перевели в Мбокотве, где он возглавил строительные проекты.
Успех Уолтера в руководстве строительством зданий, столь необходимых Мбокотве, внушает доверие к тому, что намерения Уолтера в этом регионе благотворны. И в отличие от многих миссионеров в церкви Святого Матфея, Уолтер не стремится навязать западную культуру своей общине. На самом деле, в то время как миссионеры из церкви Святого Матфея ожидали, что все в общине будут знать английский язык и говорить на нем, Уолтер нашёл время, чтобы изучить и научиться говорить на кхоса – языке, на котором говорит коренное население. Уолтер даже готов принять местные духовные верования, находя способ примирить своё христианское учение с местной практикой поклонения предкам. Изображённый Поландом Уолтер Браунли даёт надежду на то, что мультикультурные отношения возможны, но они требуют, чтобы обе стороны работали над тем, чтобы оценить и понять обычаи и ценности другой стороны.
Оттенки» Поланда гораздо сложнее и богаче, чем можно передать в кратком обзоре. В заключение достаточно будет сделать жест в сторону нескольких основных сюжетных событий, которые здесь не рассматриваются: отношения между Чарльзом и Эмили Фарборо и их детьми Криспином и Фрэнсис. Первый испытывает интеллектуальные трудности, с которыми его родители не знают, как справиться, и борется с чувством неадекватности и поиском своего места в обществе. Вторая вовлечена в сложные романтические отношения со своим кузеном Виктором и миссионером Уолтером, что вызывает ревность у других персонажей.
В конечном итоге, чтобы в полной мере оценить борьбу, которую переживают эти персонажи, необходимо обратиться к тексту.
- Классические шторы в гостиную: по правилам модных тенденций
- Выставка «24 года в 24 оттенках одиночества» прошла в Центральном Доме Художника
- Печать картин на холсте
- Выставка живописи «50 ОТТЕНКОВ СЕРОГО» (50 КАРТИН СИБИРСКОГО ХУДОЖНИКА)
- Выставка «Оттенки времени»
- «Сёгун» Джеймса Клавелла, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?