«Паттерны культуры» Рут Бенедикт, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга, первоначально опубликованная в 1934 году, является антропологическим текстом Рут Бенедикт. Переведённая на 14 языков и имеющая три обновлённых издания на английском языке, книга считается классикой американской антропологии.
Бенедикт популяризировала идею культурного релятивизма – что мы не должны судить другие культуры по нашим стандартам, а рассматривать их на их собственных условиях. Не менее важно, что она помогла основать школу антропологической мысли «Культура и личность», которая была доминирующей академической парадигмой в Соединённых Штатах до Второй мировой войны и определила область психологической антропологии, какой мы знаем её сегодня.
«Паттерны культуры» заложили основу для осмысления взаимосвязи между культурой и личностью. Следуя традиции Франца Боаса, Бенедикт рассматривает культуру как психическое явление, которое изучается, интегрируется и разделяется. Однако она продвигает подход Боаса на шаг дальше, задаваясь вопросом о том, что придаёт культуре целостность. Под влиянием психологической теории Бенедикт предполагает, что каждая культура имеет «тип личности» или мировоззрение, которое определяет отношение и поведение людей. Она называет эту структуру «гештальтом» или конфигурацией культуры.
Структура книги состоит из трёх разделов. Первые три главы объясняют предпосылки культурной антропологии и посвящены определениям и примерам того, что представляет собой культура. Бенедикт выступает против идеи о том, что культура основана на биологии. Напротив, она утверждает, что психические процессы являются продуктом культуры – позиция, которая была передовой для своего времени, поскольку в середине XX века преобладала вера в превосходство западной цивилизации, а также распространение научного расизма и нацистских настроений.
Второе направление охватывает три главы, каждая из которых посвящена углублённому исследованию конкретной культуры: зуньи из Нью-Мексико, добуаны из Папуа-Новой Гвинеи и квакиутль с острова Ванкувер. Вдохновлённый трудами Ницше о греческой трагедии, Бенедикт описывает два доминирующих типа личности: Аполлонический, который подчёркивает порядок, серьёзность и сдержанность; и Дионисийский, который подчёркивает радость, дикость, чрезмерность и стремление к удовольствиям. Зуни относятся к аполлоническому типу, а квакиутль – к дионисийскому.
Добуаны демонстрируют сдержанность аполлонического мировоззрения, но манию дионисийского. Эти три примера отражают крайние типы личности и не предназначены для того, чтобы служить типологией для всех обществ. Скорее, как пишет Маргарет Мид в предисловии к книге, они являются примерами того, как Бенедикт рассматривает культуры как «личность в целом».
Две заключительные главы включают в себя бесстрастный аргумент в пользу социальной справедливости и ставят Бенедикт в положение провозвестницы феминистской антропологии. В этих главах она рассматривает идеи девиантности и ненормальности применительно к обществу, задавая вопрос: Что общество делает с людьми, которые не соответствуют общепринятым нормам? Она отмечает, что характеристика, которая является аномальной в одном обществе, может быть принята или даже восхваляться в другом. Например, гомосексуализм считается ненормальным в западном обществе, но не во многих коренных американских обществах.
В заключительном слове Бенедикт укоряет американцев за культурную нетерпимость и обвиняет жёсткое, гиперконформистское общество, лишённое сочувствия, в создании психопатов, которые не могут найти чувство принадлежности. Она утверждает, что культурная относительность необходима, чтобы бросить вызов парадигмам и таким образом прийти к более терпимому, инклюзивному и самосознательному существованию.
Учёные в целом согласны с тем, что Бенедикт была женщиной, опередившей своё время, как в политическом, так и в профессиональном плане. Глубоко критикуя этноцентрические взгляды, Бенедикт призывает к сравнительному и осознанному пониманию всех культур и народов. В «Узорах культуры» также заложены основы современных методов антропологического исследования и интерпретации. Как пишет Луиза Ламфер в предисловии, этот современный подход включает в себя глубокое понимание «символических, метафорических и семиотических аспектов культуры», что Бенедикт подробно описывает в своём всестороннем исследовании обычаев, традиций и церемоний.
Наконец, постоянное внимание Бенедикт к культурному релятивизму было принято во многих областях, от мультикультурных исследований до более прикладных областей, таких как образование и здравоохранение, которые стремятся установить связь и быть чувствительными к потребностям всех слоёв населения.
- «Другой Эйнштейн» Мари Бенедикт, краткое содержание
- «Этика» Спинозы, краткое содержание
- «Чёрная смерть, 1346-1353: полная история» Оле Йоргена Бенедиктова, краткое содержание
- «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма» Бенедикта Андерсона, краткое содержание
- Деятельность Папы Бенедикта XVI была направлена на улучшение отношений с миром искусства
- «Пакс» Сары Пеннипакер, краткое содержание
- «Путешествие Парваны» Деборы Эллис, краткое содержание
- «Поездка Пола Ревира» Дэвида Хакетта Фишера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?