«Чёрный лебедь: влияние невероятного» Нассима Николаса Талеба, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга «Чёрный лебедь: влияние невероятного» (2007) была написана Нассимом Николасом Талебом, американским эссеистом ливанского происхождения и бывшим опционным трейдером. В книге исследуется роль непредсказуемых событий в истории человечества. Талеб утверждает, что люди склонны чрезмерно упрощать объяснения невероятных событий. От личных и исторических анекдотов до философских теорий, Талеб исследует, как человеческое общество создаёт повествования, чтобы задним числом придать смысл кажущимся случайными событиям.
Книга «Чёрный лебедь» стала бестселлером «Нью-Йорк Таймс» и является частью серии Талеба «Инкерто», состоящей из пяти книг, тематически связанных между собой идеей о том, что человечество должно научиться жить с неожиданностями и адаптироваться к ним.
Книга «Чёрный лебедь» состоит из четырёх частей, объединённых прологом и эпилогом. В прологе Талеб представляет концепцию и предпосылки книги. Чёрный лебедь» представляет идею о том, что общепринятые знания могут быть изменены появлением нового события. Он также предоставляет читателю руководство для понимания аргументации и дорожную карту книги. Затем он переходит к первой части: «Антибиблиотека Умберто Эко, или Как мы ищем подтверждения», которая состоит из первых десяти глав книги.
В кратком введении к первой части Талеб объясняет, что писатель Умберто Эко считал самыми ценными непрочитанные книги из своей обширной библиотечной коллекции. То, что он ещё не прочитал или не открыл, имело для него большее значение и ценность, чем то, что он уже прочитал или узнал. В первой главе Талеб рассказывает о своём личном опыте, когда он покинул Ливан в разгар войны, и о том, как этот опыт стал основополагающим в его процессе интеллектуального поиска. В главе 2 он рассказывает историю вымышленной писательницы Евгении Красновой, чей литературный успех стал ключевым примером «чёрного лебедя», как его определяет Талеб.
В главе 3 Талеб проводит различие между двумя типами случайности, используя созданную им метафору двух разных миров: Экстремистана и Медиокристана. В главах 4-7 Талеб утверждает, что мы неправильно интерпретируем события посредством обобщения четырьмя основными способами: полагаясь на предубеждение подтверждения, создавая повествования для объяснения или оправдания события, позволяя эмоциям влиять на обоснованные выводы и пренебрегая изучением часто «молчаливых доказательств», которые помогают обеспечить больший контекст. В главе 8 Талеб более подробно рассматривает концепцию «молчаливых доказательств», которые в целом указывают на широко распространённое и редко подвергаемое сомнению заблуждение о стабильности. В главе 9 Талеб завершает часть 1, критикуя тенденцию просчитывать риски или непредсказуемые результаты с помощью азартных игр, таких как бросание кубика.
Затем Талеб переходит ко второй части: «Мы просто не можем предсказать» (главы 10-13), в которой он сосредоточивается на ошибках, которые мы совершаем при прогнозировании будущих событий и которые он объясняет ограниченностью некоторых «наук». В главах 10 и 11 он подвергает резкой критике сам акт прогнозирования, особенно с учётом присущей ему предвзятости или ограниченности информации. Прогнозы часто требуют знания технологий будущего, что делает прогноз в лучшем случае неэффективным, а в худшем – нечестным.
В главе 12 Талеб мечтает о мире – эпистемократии, – где осознание своего невежества будет цениться больше, чем само знание. Неопределённость даёт открытый ум, в то время как уверенное знание может привести к негибкости и предвзятому восприятию истории. Талеб завершает часть 2 главой 13; он исследует пределы предсказаний и прогнозов, рассказывая историю о художнике по имени Апеллес, который, пытаясь нарисовать пену на рту лошади, добился успеха только после того, как в разочаровании бросил губку. Талеб говорит о том, что прогнозы часто омрачаются «позитивными случайностями», которые больше ассоциируются с постоянными пробами и ошибками, чем с наукой прогнозирования.
В части 3: «Серые лебеди Экстремистана» (главы 14-18) Талеб утверждает, что мир все больше и больше движется к Экстремистану, в котором «чёрные лебеди» случаются все чаще. В главах 14 и 15 он объясняет, что капитализм больше связан с удачей, чем социализм, и по мере развития капитализма растут и «чёрные лебеди». Он также критикует модель колоколообразной кривой, в которой события понимаются и интерпретируются с учётом математических средних показателей.
В главе 16 он обсуждает «Серых лебедей», которые похожи на «Чёрных лебедей», но несколько легче поддаются учёту и интерпретации. Они показывают, что математическая модель фрактальной случайности, придуманная математиком Бенуа Мандельбротом, является более точным способом рассмотрения человеческих событий. В главах 17 и 18 Талеб подчёркивает роль скептического эмпиризма в подходе к «черным лебедям». Влиятельным мыслителям важно напоминать нам о неопределённости, вместо того чтобы утверждать ложное абсолютное знание, полученное с помощью сомнительной логики.
Часть 4 «Конец» (глава 19) предлагает взглянуть на более личные последствия «чёрных лебедей». Если мы действительно открыты для непредсказуемых возможностей жизни, то, когда мы опоздаем на поезд или получим холодный кофе, мы будем меньше страдать. Мы можем быть расстроены, но вера в то, что само наше существование – это «Чёрный лебедь», может смягчить удар от этих разочарований. Наконец, в эпилоге Талеб возвращается к Евгении Красновой, которая переживает второй «Чёрный лебедь», теперь уже более негативный сюрприз, чем позитивный. Однако её открытость к существованию Чёрных лебедей позволяет ей переработать этот опыт и двигаться дальше.
- «Слепая сторона» Майкла Льюиса, краткое содержание
- «Спина черепахи» Томаса Кинга, краткое содержание
- «Голубой глаз» Тони Моррисон, краткое содержание
- «Балкон» Жана Жене, краткое содержание
- «Ключ терновника» Кевина Сэндса, краткое содержание
- «Дом рождения» Ами Маккей, краткое содержание
- «Берлинский боксерский клуб» Роберта Шаренова, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?