«Доводы в пользу Христа» Ли Стробела, краткое содержание читать ~6 мин.
Книга Ли Стробела «Доводы в пользу Христа», первоначально опубликованная в 1998 году, представляет собой нехудожественное журналистское расследование утверждений христианства.
Стробел является одновременно журналистом и юристом – он получил степень бакалавра журналистики в Университете Миссури и степень юриста в Йельском университете, после чего начал работать в газете «Чикаго Трибьюн» в качестве редактора по правовым вопросам. Но когда его жена, Лесли, становится христианкой, Стробел начинает «тотальное расследование фактов в пользу христианства». Он применяет то, чему научился как журналист-расследователь и юрист, чтобы определить, “есть ли достоверные доказательства, подтверждающие утверждения Библии о существовании Бога и спасении человечества через распятие Иисуса Христа”.
Для этого Стробел решает взять интервью у десятка экспертов в области христианского богословия, чтобы лучше понять Библию, её учение, жизнь Христа и то, насколько все это правдоподобно. Для этого он делит книгу на три основные части. Первая часть, содержащая главы с 1 по 6, называется «Изучение записей». В этих главах он берет интервью у учёных с самыми разными взглядами, но все они высказываются по одному вопросу: является ли Библия достоверным текстом. Каждая глава в этом разделе – и вся книга в целом – имеет определённую структуру. Стробел открывает её коротким анекдотом из своей работы в юридической системе, а затем проводит подавляющую часть главы в беседе с выбранным им экспертом. Краткое заключение в конце каждой главы позволяет Стробелу подвести итог аргументации эксперта, иногда предлагая свою собственную интерпретацию и/или проверку фактов.
Первая часть книги открывается двумя интервью с доктором Крейгом Бломбергом, который рассматривает опасения Стробела по поводу того, можно ли доверять Евангелиям – четырём книгам, которые служат биографией Иисуса. Третья глава посвящена тому, насколько хорошо сохранилась Библия, и была ли книга, которую христиане используют сегодня, изменена по сравнению с её первоначальными формами. Четвёртая глава содержит интервью с доктором Эдвином Ямаучи, профессором, специализирующимся на истории христианства. Он показывает Стробелу, как нехристианские (то есть светские) тексты упоминают Иисуса, его чудеса и распятие почти так же, как Библия. Ямаучи утверждает, что это служит подтверждением достоверности Библии.
В пятой главе Стробел беседует с доктором Джоном Макреем, археологом. Хотя Макрей объясняет, что «духовные истины не могут быть доказаны или опровергнуты археологическими открытиями», он утверждает, что археологические записи подтверждают места и события, описанные в Библии. Наконец, Стробел завершает первую часть «Доводов в пользу Христа» интервью с доктором Грегори Бойдом, который предоставляет «опровергающие доказательства». Он рассматривает некоторые контраргументы, выдвинутые «Семинаром Иисуса» – группой неофициальных христианских теологов, – которые ставят под сомнение законность Библии.
Вторая часть книги «Доводы в пользу Христа» называется «Анализ Иисуса» и включает в себя главы с 7 по 10. В этом разделе Стробел обращает своё внимание на жизнь Иисуса и его утверждения. Он рассматривает четыре ключевых вопроса. Первый из них – действительно ли Иисус считал себя Сыном Божьим, и в поисках ответов он обращается к доктору Бену Уитерингтону III. Когда Стробел убеждается, что Иисус верил в своё божественное происхождение, он начинает задаваться вопросом, не был ли Иисус сумасшедшим. Интервью с доктором Гэри Коллинзом убеждает его в обратном, особенно когда Стробел сам читает Евангелия и не находит “никаких признаков слабоумия, бреда или паранойи”. В связи с этим возникает ещё один вопрос: если Иисус считал себя Богом, воплощал ли он атрибуты Бога? Если нет, то легко сделать вывод, что Иисус был просто харизматичным человеком.
Но доктор Дональд Карсон убеждает его в обратном, что побуждает Стробела задуматься, действительно ли Иисус исполнил еврейские пророчества о Мессии. Чтобы ответить на этот вопрос, Стробел встречается с Луисом Лапидесом, евреем, который обратился в христианство после своего собственного духовного путешествия. Большая часть этого интервью – свидетельство Лапидеса или история обращения, но он также рассказывает Стробелу, что «настолько убедительными были исполнившиеся пророчества», что он начал говорить всем, что «Иисус был Мессией» (242-43).
В третьей, заключительной, части расследования Стробел переходит от жизни Иисуса к его смерти. В третьей части, озаглавленной «Исследование воскресения», рассматривается основополагающая христианская идея о том, что Иисус был убит, воскрес, а затем в конце концов вознесён на небо. Стробел начинает с беседы с доктором Александром Метереллом, доктором медицины, который исследовал распятие. Метерелл объясняет, что не существует никакой мыслимой возможности, чтобы Иисус выжил после распятия, и рассказывает Стробелу о медицинских реалиях такой жестокой смерти.
Затем Стробел обращается к доктору Уильяму Крейгу, который приводит смесь исторических и текстовых свидетельств, доказывающих, что тело Иисуса исчезло из гробницы. Крейг также рассматривает противоречия в Евангелиях, которые мутят воду, и приходит к выводу, “что в этой истории есть историческое ядро, которое надёжно и на которое можно положиться, какими бы противоречивыми ни были второстепенные детали”.
Далее Стробел хочет понять, действительно ли Иисуса видели живым после креста, или же его тело просто пропало. Доктор Гэри Хабермас использует вероучение, или официальное изложение христианских верований, содержащееся в 1-м послании к Коринфянам, как основу своего аргумента и объясняет, что Иисуса не только видели сотни людей, Он ел с ними, говорил с ними и прикасался к ним.
В последней главе Стробел снова возвращается к идее подтверждающих доказательств, которую он вводит во второй главе. Он хочет определить, подтверждается ли воскресение вне Библии, поэтому он беседует с доктором Дж. П. Морлендом. Морланд приводит пять примеров, подтверждающих идею реального воскресения, включая массовое обращение иудейских скептиков вскоре после смерти Иисуса и быстрое возникновение ранней христианской церкви.
Стробел заканчивает книгу «Доводы в пользу Христа» заключением, которое содержит два вывода. Во-первых, он суммирует аргументы из каждой главы в нескольких абзацах, чтобы собрать самые важные доказательства в одном месте. Во-вторых, он проводит читателей через своё собственное обращение из атеизма в христианство. Он объясняет, что после «личного расследования, которое длилось более шестисот дней», он пришёл к выводу, что доказательства в пользу христианства гораздо более убедительны, чем доказательства в пользу атеизма.
8 ноября 1981 года Стробел официально обращается в христианство, что он называет “поворотным событием всей своей жизни”. Последняя часть заключения делает две вещи. Во-первых, она описывает шаги, которые читатель должен предпринять, если он, подобно Стробелу, убедился в истинности христианства. Во-вторых, она обращена к читателям, которые не были убеждены. Стробел призывает скептиков изучить “дополнительные ответы уважаемых экспертов”, прежде чем прийти к окончательному выводу, и “искренне поддерживает” их, когда они “продолжают свои духовные поиски”. Стробел заканчивает свою книгу последним утверждением: какой бы вывод ни сделал читатель о христианстве и Иисусе, это решение будет одним из самых важных в его жизни.
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Кондитеры» Венди Масс, краткое содержание
- «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, краткое содержание
- «Сотворение Америки» Джозефа Эллиса, краткое содержание
- «Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание
- «Знаменитые дела судьи Ди», краткое содержание
- «Мальчик на вершине горы» Джона Бойна, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?