«Дуэль» Антона Чехова, краткое содержание читать ~5 мин.
«Дуэль» – повесть писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликованная в 1891 году в газете «Новое время», «Дуэль» демонстрирует зрелую прозу Чехова в важный переходный период в русской литературе и культуре.
Повесть «Дуэль» рассказывает об Иване Андреевиче Лаевском, который сбегает в деревню с замужней женщиной Надеждой Фёдоровной. Самойленко и дьякон пытаются помочь Лаевскому решить финансовые проблемы и наладить отношения с Надеждой Фёдоровной. Лаевский решает уехать из города, но у него нет денег. Самойленко и фон Корен одалживают ему деньги, но друзья ссорятся из-за этого. В итоге они соглашаются на дуэль, но Лаевский отказывается стрелять.
События повести происходят между упадком великого русского реалистического романа и подъёмом авангардистских тенденций, определивших эпоху модернизма накануне русской революции. «Дуэль» – это любовное письмо к русской литературе XIX века, одновременно цитирующее и подражающее основным литературным стилистическим достижениям предшественников и открывающее новый период, когда идеологические битвы прошлого – представленные в повести реальной дуэлью – уже состоялись. Остаётся только продолжать в специфически реалистическом ключе, который отстаивает чеховская проза, – то есть быть настроенным на драматизм обыденной жизни с её многочисленными перспективами и отсутствием окончательного ответа или решения.
Символическая «дуэль» в повести проходит параллельно с реальной дуэлью, которая мотивирует основную часть сюжета, но это история философского разговора, а также проницательного наблюдения за поведением персонажей. Символическая дуэль происходит между двумя соперничающими социальными типами, представляющими две этические позиции – индивидуализм против общего блага.
В соответствии с хладнокровием Чехова, ни одна из крайностей не лишена серьёзных недостатков, и, в соответствии с авангардистским подходом к сюжету, который станет ещё более очевидным в его пьесах, «ничего особенного не происходит», даже в контексте драматического события дуэли. Скорее, к концу повести читателю остаётся размышлять о непреодолимой борьбе и обыденности самой жизни – о приливах и отливах человеческой глупости и человеческой проницательности, которые являются наиболее близкими полярностями «добра» и «зла», какие только можно найти.
У Ивана Андреевича Лаевского роман с замужней женщиной, Надеждой Фёдоровной. Пара бежит из России, чтобы жить вместе на Кавказе – регионе, включающем современные Армению, Грузию и Азербайджан. Действие повести начинается через некоторое время после переезда супругов, когда их роман начал угасать. Изначально супруги планировали прожить жизнь в тяжёлом труде, но не довели задуманное до конца. Лаевский – государственный чиновник, как и в России. Он подписывает бумаги и следит за бюрократическим функционированием финансов на Кавказе, но большую часть времени проводит за игрой в карты и купанием в море, где завтракает со своим другом, местным военным врачом Самойленко.
Лаевский начинает первый из нескольких философских диалогов, спрашивая Самойленко об этике ухода от любовницы, в конце концов уточняя, что имеет в виду своё собственное желание уйти от Надежды Фёдоровны. Самойленко утверждает, что Лаевский должен остаться с Надеждой Фёдоровной независимо от своих чувств, но Лаевский жалуется, что не может этого сделать, потому что не влюблён, а, наоборот, совершенно несчастен. Лаевскому неприятны даже самые незначительные поступки Надежды Фёдоровны, хотя он чувствует себя виноватым перед ней. Наденька Фёдоровна также чувствует вину перед Лаевским за свою роль в их неутешительной жизни. У неё также был роман с местным полицейским.
Позже действие переносится в дом Самойленко. Самойленко регулярно подаёт обед двум местным молодым людям: зоологу фон Корену и дьячку Побоедову. Продолжая философскую беседу, они обсуждают желание Лаевского отказаться от Надежды Фёдоровны. Фон Корен приводит убедительные доводы против характера Лаевского. Он утверждает, что Лаевский не приносит пользы обществу и поэтому может быть безнаказанно уничтожен.
Другой знакомый случайно приглашает Надежду Фёдоровну на вечерний пикник, вопреки желанию фон Корена. Во время пикника Лаевский узнает о неприязни к нему фон Корена, а Надежда Фёдоровна флиртует с другими мужчинами, но стыдится, когда Лаевский упрекает её. Наконец Лаевский делится с Надеждой Фёдоровной новостью о смерти её мужа, которую он знал с первого разговора с Самойленко и которая вначале обострила его потребность сбежать от неё. Надежда Фёдоровна в смятении.
Погрязнув в долгах, она заводит очередной роман с сыном местного лавочника. Лаевский, также погрязший в долгах, просит у Самойленко ссуду, чтобы бежать из города на пароходе. У Самойленко не хватает денег, но он просит ссуду у фон Корена, который догадывается, что деньги предназначены для Лаевского, и ставит условием ссуды то, что Лаевский должен уехать с Надеждой Фёдоровной. Осознав, что его обман раскрыт, Лаевский впадает в истерику и упрекает Самойленко за то, что тот делится с другими своими секретами.
Фон Корен вызывает Лаевского на дуэль.
Вечером накануне дуэли Лаевский узнает о похождениях Надежды Фёдоровны и, как кульминация собственной внутренней борьбы, впадает в отчаяние от гибели хозяйки и своей собственной. Он проводит бессонную ночь, пересматривая своё прошлое и примиряясь со своими поступками, переживая при этом нечто близкое к обращению. Утром он осознает свою привязанность к Надежде Фёдоровне как к такой же грешнице, как и он сам, и перед отъездом они разделяют нежный момент общего отчаяния.
Первым на место дуэли прибывает дьякон Побоедов, чтобы понаблюдать издали. Лаевский заметно отстраняется, что заставляет секундантов просить фон Корена отменить дуэль. Фон Корен отказывается, и хотя Лаевский стреляет первым и намеренно промахивается, фон Корен стреляет прямой наводкой. Заметив убийственное намерение на лице фон Корена, Побоедов кричит со своего дальнего наблюдательного пункта и прерывает концентрацию фон Корена, заставляя его промахнуться. Ни один из них не ранен, хотя бок Лаевского слегка поцарапан пролетевшей пулей.
Проходит три месяца. Фон Корен уезжает в научную экспедицию, а Лаевский с Надеждой Фёдоровной остаются в городе, работая над возвращением долга. Фон Корен хвалит их преображение и прощается с ними, оправдывая себя за неверную оценку характера Лаевского тем, что «никто не знает настоящей правды» о человеке. Лаевский применяет эту мысль к себе, глядя на пароходы.
- Выставка живописи Ильи Комова «ДУЭЛЬ» в музее Пушкина
- RED BULL SOUNDCLASH: NOIZE MC ПРОТИВ ЛЕНИНГРАДА. ДУЭЛЬ
- «Разговор с незнакомцем: Что мы должны знать о людях, которых не знаем» Малкольма Гладуэлла, краткое содержание
- «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла, краткое содержание
- «Злоумышленник» Антона Чехова
- «Душечка» Антона Чехова
- «Чёрный монах» Антона Чехова
- «Агафья» Чехова, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?