«Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» – это нехудожественное произведение о мировой мифологии, опубликованное в 1949 году. Кэмпбелл, исследователь мифологии и профессор литературы, излагает свою теорию «мономифа», или повествовательных тропов, общих для всех традиций повествования. В первой половине книги рассматривается мономиф о путешествии героя. Вторая половина посвящена сходству между широким кругом мифов о сотворении мира.
В «Прологе» Кэмпбелл рассматривает, почему люди из всех географических регионов, временных периодов и культурных традиций рассказывают такие похожие истории. Он рассматривает мономиф как продукт человеческой психики, в которой закодированы эдиповы импульсы и младенческие страхи, являющиеся предметом современного психоаналитического исследования. Кэмпбелл устанавливает связь между современными снами и древними мифами, которые имеют общую символику и представляют собой настойчивое смыслообразование человеческого разума.
В Прологе также начинается исследование спектра трагедии и комедии в мифе, роли героев и богов, а также конечного источника власти во вселенной, представленного в мифе, который Кэмпбелл называет «Мировым пупом».
Часть 1 прослеживает путь путешествия героя, повествовательную структуру, которую Кэмпбелл находит во всей мифологии. Используя разнообразную коллекцию мифов, Кэмпбелл показывает, как герой, архетипический протагонист, призван к поискам, получает помощь от сверхъестественных фигур и пересекает порог, отделяющий привычный мир от магической зоны, полной неожиданной силы, возможностей и опасности. В мистическом мире героя могут ждать испытания чудовищами, встреча с богиней и/или противостояние с богом-отцом. Если боги благоволят ему, герой может получить награду, например, брак с богиней, волшебные предметы, духовное озарение или божественный статус.
Путешествие героя завершается возвращением из мистического мира. Кэмпбелл рассматривает альтернативы героя: остаться в этом мистическом мире, украсть своё благо и бежать от преследующего бога, быть спасённым или спокойно отправиться домой. Вернувшись в своё общество, герой может одарить мир своим божественным благословением. Он может жить как просветлённое существо, которое пережило и обычное, и необычное.
Вторая часть книги «Герой с тысячью лицами» называется «Космогонический цикл». Кэмпбелл обращается к мифологии Вселенной в целом, изучая, как различные традиции обсуждают созидание и разрушение. Он утверждает, что общие черты космогонических мифов также вытекают из базовой человеческой психологии: Создание и разрушение миров отражает человеческий разум, переходящий в состояние сна и обратно. Кэмпбелл определяет, как мифы изображают создание материи из пустоты, развитие жизни и роль божественной силы в формировании Вселенной. Он переходит к мотиву девственного рождения, который он находит в некоторых мифах о сотворении мира и мифах о героях со всего мира.
Миф о сотворении закладывает основу многих мировых мифологий, но после того, как божество проявляет сотворённый мир, человечество остаётся на земле, чтобы создавать, улучшать и искупать его. Глава 3 части 2 возвращается к модели путешествия героя, вплетая его историю в ткань предшествующего ему повествования о сотворении мира. Кэмпбелл обсуждает детское повествование героя, которое, как и приключения его взрослой жизни, следует схеме «разлука – инициация – возвращение». Он также рассматривает различные формы героя, такие как воин, любовник, император, тиран, искупитель мира или святой.
Кэмпбелл завершает эту главу размышлениями о нескольких смертях героев в различных традициях. Следующая глава, «Растворение», объединяет смерть героя со смертью вселенной. Согласно мифам, которые Кэмпбелл включает в эту главу, обе сущности проходят через ряд стадий, чтобы достичь единства с безмолвной, вечной пустотой, из которой исходит все сущее и в которую поглощается все сущее.
В эпилоге «Миф и общество» рассматривается роль мифологии в предыдущих мировых традициях и в современной светской культуре. Если прежние культуры полагались на мифологию, чтобы противостоять тайне и достичь духовной зрелости, то у современных западных людей нет такой основы. Кэмпбелл утверждает, что современный герой должен путешествовать внутри сознания, чтобы найти мистический мир, путь к просветлению и бога внутри себя.
- «Мальчик, который осмелился» Сьюзен Кэмпбелл Бартолетти, краткое содержание
- Джон Генри Кэмпбелл, художник-пейзажист, художник-акварелист
- «Дом шёлка» Энтони Горовица, краткое содержание
- «Тайна моего мужа» Лианы Мориарти, краткое содержание
- «Неудобный индеец: Любопытный рассказ о коренных жителях Северной Америки» Томаса Кинга, краткое содержание
- «Игра в ненависть» Салли Торн, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?