«Облака» Аристофана, краткое содержание читать ~4 мин.
«Облака» – греческая комедия древнегреческого драматурга Аристофана. Написанная приблизительно в 423 году до н.э., она сатирически изображает утончённую интеллектуальную культуру, которую Аристофан воспринимал вокруг себя в Афинах.
Пьеса не была хорошо принята вначале и несколько раз пересматривалась, прежде чем в конце концов была распространена в виде рукописи. Классические историки, как правило, соглашаются с тем, что сохранившаяся форма пьесы не является полной; тем не менее, её превозносят как самую раннюю из сохранившихся комедий, в которой главным предметом обсуждения являются идеи, а не персонажи или исторические события.
Согласно Платону и его «Апологии», пьеса, известная своим карикатурным изображением Сократа, повлияла на ход судебного процесса над ним и его казнь.
В начале пьесы Стрепсиад просыпается в постели рядом со своим сыном Фидиппидом. Когда Фидиппид ещё крепко спит, Стрепсиад обращается к зрителям и заявляет, что не может спокойно спать, потому что погряз в долгах. Он винит в этом свою жену, которая, будучи из элитной семьи, непомерно тратится на конные увлечения Фидиппида.
Стрепсиада осеняет мысль о возможном способе расплатиться с долгами. Он осторожно будит Фидиппида и просит его об услуге. Не зная, что это за услуга, Фидиппид соглашается. Стрепсиад говорит ему, что хочет, чтобы он поступил в печально известную школу для бездельников под названием «Мыслитель». Его сын, считающий себя светским человеком и спортсменом, отказывается. Стрепсиад говорит ему, что в «Мыслительной школе» учат выдавать плохие аргументы за хорошие, и поэтому это их единственная надежда в переговорах по долгам семьи в суде.
Фидиппид не поддаётся, и Стрепсиад сам поступает в «Мыслительную школу», несмотря на то, что он уже средних лет. В школе он знакомится с учеником, который восторгается открытиями, сделанными директором школы Сократом. Он перечисляет несколько «открытий», которые являются тривиальными и бесполезными. Среди них – новая единица измерения, основанная на расстоянии прыжка блохи; анатомическая часть в форме трубы, которую использует комар для своего жужжания; и абсурдное новое применение компаса.
Стрепсиад просит студента представить его Сократу. К радости Стрепсиада, Сократ спускается с потолка в корзине. Он приветствует Стрепсиада в «Мыслителе» парадом, возглавляемым «Облаками», богинями размышлений и других неэффективных занятий. Облака поют хвалу Греции, и Стрепсиад просит их сделать его одним из великих ораторов Греции. Они обещают это сделать, и Стрепсиад уходит на урок. Затем Облака сбрасывают свои костюмы и восхваляют Аристофана, утверждая, что эта пьеса – его величайшее и самое трудное достижение. Они критикуют зрителей за то, что те провалили пьесу на фестивале, где она была впервые представлена, и не оценили смелость Аристофана в высмеивании влиятельных политиков. Они обещают зрителям божественную награду, если те накажут Клеона, и включают нелогичный момент, в котором жалуются на недавние изменения в календаре Афин.
Сократ возвращается, громко жалуясь на то, что Стрепсиад оказался некомпетентным. Облака заставляют Фидиппида учиться вместо него. Входят два друга Сократа, олицетворяющие Высший Аргумент и Низший Аргумент. Эти два персонажа высказывают свои различные мировоззрения: первый – добродетельный, образованный и трудолюбивый, второй – ленивый и нерадивый.
Путём всеобщего голосования зрители приходят к выводу, что Неполноценный Аргумент лучше, потому что он больше всего похож на афинских политиков. Высший Аргумент уступает в споре, а Низший Аргумент отправляется вместе с Фидиппидом в Мыслильню, чтобы начать обучение. Облака снова призывают зрителей присудить пьесе первое место на фестивале, угрожая посеять хаос на их посевах и разрушить их свадьбы.
Проходит некоторое время, и Стрепсиад возвращается в «Мыслитель» за Фидиппидом. Появившийся юноша не похож на того сына, которого он знал: теперь Фидиппид хрупкий и утончённый. Стрепсиад празднует это превращение, которое предвещает конец его долгов. Как только они возвращаются домой, появляется кредитор и пытается вызвать Стрепсиада в суд.
Он гневно прогоняет его; затем приходит другой, и Стрепсиад выпроваживает его на улицу, чтобы продолжить празднование. Облака поют несколько строк, предсказывающих несчастье. Стрепсиад появляется на сцене и жалуется, что сын избил его за то, что он устроил праздник. Входит Фидиппид и спорит со Стрепсиадом о том, можно ли позволять отцу бить сына и наоборот. Он заявляет, что если это так, то сын должен иметь право бить свою мать.
Разгневанный новым отношением Фидиппида, Стрепсиад вымещает свой гнев на Сократе. Он приводит толпу рабов, которые с оружием и факелами осаждают «Мыслитель». Студенты улетают, а Облака следуют за ними, удручённые тем, что у них больше нет ничего интересного для повествования.
Комментирование недоступно Почему?