«Сломанные копья: Рассказ ацтеков о завоевании Мексики» Мигеля Леона-Портильи, краткое содержание читать ~4 мин.
Впервые опубликованная на испанском языке в 1959 году и переведённая с тех пор на многие языки, книга «Сломанные копья: История завоевания Мексики ацтеками» (исп: «Visión de los vencidos: Relaciones indígenas de la Conquista», или «Видение побеждённых: Отношения коренных народов во время завоевания») – это сборник первичных исторических документов и дополнительных материалов об испанском завоевании империи ацтеков.
В то время как на протяжении почти 450 лет история исторически формировалась победителями, «Сломанные копья» переориентируют повествование на перспективу побеждённых. После обстоятельного вступительного эссе редактор тома, мексиканский антрополог и историк Мигель Леон-Портилья, отходит в сторону, чтобы позволить коренным народам Мексики говорить за себя. Большая часть текста состоит из переводов документов на языке науатль, описывающих судьбоносные взаимодействия “между одной из самых необычных культур доколумбовой эпохи и чужаками, которые в конечном итоге уничтожат её”.
Как пишет в предисловии к книге Хорхе Клор де Альва, «Сломанные копья» являются важным примером более широкой тенденции в современной историографии: усиление голосов коренных народов. После Второй мировой войны развивающиеся страны – Азия, Африка, некоторые регионы Ближнего Востока и Южной Америки – восстановили нарративы своих предков, чтобы бороться со своими колониальными угнетателями. Поскольку в книге «Сломанные копья» собраны одни из самых ранних образцов мексиканской литературы, она служит бесценной основой для современных мексиканцев в восстановлении их национальной идентичности. Более того, темы повествований науа актуальны и сегодня. Как резюмирует де Альва, текст подчёркивает «проблему культурного плюрализма и социального разнообразия, а также поиск точек соприкосновения в море этнических различий».
Книга «Сломанные копья» пользуется большой популярностью в испаноязычном мире и за его пределами. Учёные особенно высоко оценили вступительное эссе Леона-Портильи об империи ацтеков, а также переводы книги. Критики отмечают, что «Сломанные копья» не всегда предоставляют дополнительные материалы, необходимые для интерпретации исходных документов, но Леон-Портилья признает и принимает этот недостаток. Хотя собранные им рассказы местных жителей иногда противоречат друг другу, решение их противоречий не входит в его компетенцию. Скорее, его “главная забота заключается в человеческом интересе этих рассказов, которые показывают, как науа интерпретировали падение своей цивилизации”.
По этой метрике он преуспел. В дополнение к своему многочисленному вкладу в область изучения науа, «Сломанные копья» оживили пятисотлетнюю устную традицию науа, позволив поэтам и историкам коренных народов не только сохранить целостность их культурного наследия, но и развить его.
Книга «Сломанные копья» может быть условно разделена на три части. В первой части рассказывается об ацтекском обществе до прибытия европейцев в 1519 году. В своём пространном введении Мигель Леон-Портилья прослеживает этапы развития культуры в древней Мексике с 20 000 лет до н.э. до пика империи ацтеков в 16 веке нашей эры. Документы первоисточника начинаются с предзнаменований, наблюдавшихся в годы, предшествовавшие прибытию испанцев. После их высадки царь ацтеков Мотекухзома II с огорчением узнает, что на его берегах появились таинственные чужеземцы. Он тщательно обсуждает с религиозными лидерами и своими самыми доверенными вождями наилучший вариант действий.
Вторая часть повествует о начальном взаимодействии между испанцами и коренными народами Мексики и завершается разгромом испанцами столицы ацтеков Теночтитлана. Когда эмиссары Мотекухзомы впервые встречаются с Эрнаном Кортесом и его конкистадорами, Кортес пугает эмиссаров своей жестокостью и передовыми военными технологиями, поэтому ацтеки бегут в Теночтитлан. Там Мотекухзома ещё больше встревожен их сообщениями. Он не уверен в личности незнакомцев – он считает, что они могут быть богом Кецалькоатлем и его свитой, возвращение которых в Мексику было предсказано давно. Все попытки религиозного успокоения и магического нападения на испанцев терпят неудачу, углубляя ужас и апатию Мотекухзомы.
Объектив повествования расширяется, когда испанцы вступают в союз с другой могущественной группой коренного населения Мексики – тлакскальтеками. Заклятые враги ацтеков, тлакскальтеки боятся испанцев, но понимают, что союз может изменить баланс сил в регионе. Тлакскальтеки используют партнёрство, чтобы вероломно разгромить союзника ацтеков, чолультеков.
Тем временем испанцы преследуют свои главные цели: украсть золото, накопленное Мотекухзомой, и обратить коренные народы Мексики в римский католицизм. После того, как испанцы наконец прибывают в столицу ацтеков Теночтитлан, первоначальный мир нарушается, когда испанцы устраивают резню ацтеков во время религиозного праздника.
Однако победа испанцев не является полной гарантией – они бегут из Теночтитлана во время «Ночи скорби». Убеждённые, что испанцы ушли навсегда, ацтеки наслаждаются кратковременным возвращением к нормальной жизни, прежде чем их поражает опустошительная чума. Испанцы возвращаются к осаде Теночтитлана: документы подробно описывают различные стычки и моменты героизма в последней битве за столицу ацтеков перед сдачей города. Затем мы видим краткое изложение этих событий с точки зрения другого коренного народа, тлателоко.
Наконец, третий раздел «Сломанных копий» посвящён последствиям войны, в нём представлены траурные элегические стихи, написанные ацтеками после падения Теночтитлана. В конце книги рассказывается о трудном сосуществовании коренных мексиканцев и их завоевателей с XVI века до наших дней.
- «Два Менехма» Плавта, краткое содержание
- «Мосты округа Мэдисон» Роберта Джеймса Уоллера, краткое содержание
- «Бронзовый лук» Элизабет Джордж Спир, краткое содержание
- «Краткая удивительная жизнь Оскара Вао» Хунота Диаса, краткое содержание
- «Жених» Ха Цзиня, краткое содержание
- «Будда из пригорода» Ханифа Курейши, краткое содержание
- «Мальчик, который обуздал ветер» Уильяма Камквамбы, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?