«Вакхиды» Еврипида, краткое содержание читать ~4 мин.
«Вакхиды» – древняя афинская трагедия Еврипида. Принято считать, что пьеса была поставлена (вместе с «Ифигенией в Аулисе» и другой пьесой) в 405 году до н.э. сыном поэта после смерти отца в 407-6 годах и получила первый приз. Постановка состоялась в Афинах на Городских Дионисиях, фестивале в честь Диониса.
Действие пьесы происходит в Фивах, где Дионис (также известный как Вакх) возвращается в город своей матери, переодетый смертным, чтобы установить свой культ и наказать членов семьи, отрицавших его божественность. Центральный конфликт между Дионисом и правителем его материнского родового дома исследует темы двойственности, божественного возмездия, непостижимости богов и человеческой жизни. Название романа относится к женщинам, которые следуют за Дионисом и называются одновременно вакханками и менадами.
Древние тексты, дошедшие до наших дней, не содержат указаний для постановки на сцене. Наши представления о движениях персонажей на сцене и за сценой – это реконструкция, основанная на анализе пьес и на том, что известно о постановке спектаклей в классических Афинах.
Пьеса начинается с монолога Диониса, в котором он объясняет, что прибыл в Фивы из Азии под видом смертного жреца Диониса из Лидии, чтобы ввести свои обряды и наказать город, поскольку его тётки и племянник Пенфей, действующий правитель города, отрицают его божественность. Из-за Диониса женщины сошли с ума и ушли из города в горы. Весть об этих событиях побуждает Пенфея вернуться в Фивы. Его дед Кадм и слепой провидец Тейресий, принявшие дионисийское поклонение, призывают Пенфея изменить курс и принять бога, но он отказывается, настаивая на том, что схватит и накажет и женщин, и человека из Лидии, которого Пенфей считает ответственным за их проступок. Их спор заканчивается тем, что Тейресиас предупреждает Пенфея об опасности превышения смертных пределов и уходит вместе с Кадмом поклоняться Дионису.
После того как хор, состоящий из вакханок, которые последовали за Дионисом в Фивы с востока, поёт хвалебную песнь, настороженный солдат приводит переодетого бога, который был схвачен. Солдат сообщает, что вакханки самопроизвольно освободились от своих уз. Когда Пенфей угрожает ему, Дионис предупреждает его, чтобы тот уважал бога, но Пенфей приказывает своим солдатам вести его во дворец.
Хор спрашивает Фивы, почему они отвергли Диониса, рассказывает о его божественном рождении и просит Зевса разрушить город. Дионис обращается к ним изнутри дворца, и они призывают его поджечь его. Дионис выходит из дворца, за ним следует Пенфей и приказывает царю выслушать только что прибывшего вестника, который видел, как менады в горах нападают на людей в деревнях. Гонец призывает Пенфея почитать Диониса, но правитель как никогда полон решимости уничтожить его.
Дионис меняет тактику и спрашивает Пентея, не хочет ли он пошпионить за женщинами в горах. Любопытство Пентея сразу же разгорается, и Дионис велит ему переодеться в менаду. Хотя Пенфей поначалу сопротивлялся, в конце концов он соглашается. Дионис помогает ему с костюмом, а затем ведёт Пентея в горы. После того как хор исполняет праздничную песню, предвкушая наказание Пентея, прибывает гонец и сообщает, что Пентей мёртв. Дионис привёл его к менадам, а затем призвал их уничтожить Пентея. Во главе с Агауэ, матерью Пентея, менады разорвали его на части. Агауэ сама оторвала ему голову и несла её как трофей, считая, что это голова горного льва. Праздничная песня хора заканчивается признанием того, что за ней последует плач.
Все ещё находясь в безумии, вызванном Дионисом, Агауэ входит с головой Пентея и приглашает хор полакомиться добычей. Хор с отвращением велит ей показать свои трофеи жителям Фив. Агауэ зовёт Пентея и Кадма отпраздновать вместе с ней, и Кадм приходит с останками Пентея. Он скорбит о том, что её безумие – это убежище от горя, которое она испытает, когда оно пройдёт. Медленно он приводит её в чувство, объясняя, что Дионис наслал на неё и её сестёр безумие в наказание за отсутствие веры.
Отец и дочь скорбят о перемене судьбы. Дионис появляется над сценой, сообщая Кадму о предстоящих ему превращениях и скитаниях. Кадм возражает против сурового наказания, но Дионис не возражает, так как Зевс разрешает богам наказывать смертных. Кадм и Агауэ поют горестное прощание, готовясь к изгнанию. Хор завершает пьесу, отмечая, что боги приводят к неожиданным событиям.
Комментирование недоступно Почему?