«Чудотворец» Уильяма Гибсона, краткое содержание читать ~8 мин.
Драма Уильяма Гибсона «Чудотворец» рассказывает о взаимоотношениях между реально существовавшей Хелен Келлер, слепой и глухой девочкой из Алабамы, и её учительницей, ирландкой Энни Салливан из Бостона. Пьеса имеет трёхактную структуру и была адаптирована из телепьесы Гибсона «Playhouse 90» 1957 года.
Премьера постановки состоялась в Нью-Йорке в театре «Плейхаус» в 1959 году. В 1960 году спектакль получил пять номинаций на премию «Тони» и выиграл четыре, включая «Лучшую пьесу». Гибсон приписывает вдохновение для названия пьесы цитате Марка Твена: “Хелен – это чудо, а мисс Салливан – чудотворец”.
С момента своего дебюта пьеса широко ставилась как в региональных, так и в профессиональных театрах. Наиболее примечательной является ежегодная летняя постановка на родине Хелен Келлер, где она познакомилась с Энни Салливан: в Айви Грин в Тускумбии, штат Алабама. Пьеса значима тем, что в центре её сюжета – реальная героиня с ограниченными возможностями. Хелен, которую недооценивают на каждом шагу, учится открывать мир перед собой с помощью силы языка и любви.
В пьесе «Чудотворец» представлена подлинная история Хелен Келлер, слепой и глухой девочки из Алабамы, и Анны Салливан, женщины, которая научила её языку. Это любовное письмо учителям, которые никогда не сдаются, даже когда их ученики кажутся недосягаемыми. Язык, будь то разговорный, письменный или жестовый, изображён как ключ к открытию мира возможностей для любого человека, независимо от того, есть ли у него инвалидность.
Хотя в начале пьесы семья Келлеров и Энни Салливан находятся в постоянном конфликте, к концу они многому учатся друг у друга. Келлеры узнают, что Хелен способна на большее, чем они когда-либо осмеливались себе представить. А Энн Салливан, или Энни, в разгар борьбы за лучшую жизнь Хелен, учится снова любить.
Действие пьесы происходит в 1882 году в доме капитана и Кейт Келлер в Тускумбии, штат Алабама. Их 19-месячный ребёнок, Хелен, только что пережила тяжёлый случай скарлатины. Доктор говорит, что Хелен полностью поправится, и “к утру она снова будет сбивать заборы капитана Келлера”. Доктор и капитан уходят, оставляя Кейт наедине с Хелен.
Когда Кейт разговаривает с дочерью, её охватывает осознание того, что Хелен не реагирует ни на её голос, ни на руку, которой она машет над лицом ребёнка. Кейт кричит, чтобы капитан вернулся в комнату. Когда он приходит, Кейт говорит: “Хелен не видит и не слышит. Когда я закричала, она не моргнула. Ни единой ресницы”. Капитан, не желая верить в то, что это правда, продолжает кричать на Хелен, но безрезультатно. Из-за алой лихорадки Хелен оглохла и ослепла.
Затем действие пьесы переносится на пять лет вперёд, в 1887 год. Хелен, которой уже почти семь лет, выросла избалованным, диким ребёнком. Хелен привыкла добиваться своего и склонна к физическому насилию, когда её требования не выполняются. Ее действия часто подвергают опасности других членов семьи, включая Марту и Перси (детей слуги Келлеров, Вини) и девочку Милдред. Семья Хелен, не зная, как “дисциплинировать страдающего ребёнка”, прибегает к жалости к девочке. Это ограничивает истинную способность Хелен к обучению. Все члены семьи Хелен согласны с тем, что что-то должно измениться, и как можно скорее. Капитан Келлер говорит: “С таким же успехом я мог бы пытаться работать в курятнике, как и в этом доме”, и выражает своё желание мира.
Сын капитана Келлера от первого брака Джеймс предлагает отправить Хелен в больницу для людей с ограниченными возможностями. Однако Кейт и тётя Эв, сестра капитана, настаивают на том, чтобы капитан Келлер продолжал писать все новым и новым врачам, пока они не найдут того, кто сможет помочь Хелен. Капитан Келлер раздумывает, но в конце концов соглашается. Они обязаны продолжать искать того, кто сможет дать ей лучшую жизнь.
Семья посылает за учителем. Телеграмма направлена в школу в Бостоне, штат Массачусетс. Там 20-летняя Энни Салливан закончила школу для слепых имени Перкинса. Доктор Анагнос, её учитель и наставник в школе, только что получил телеграмму о Хелен и решает отправить Энни на это место. Энни сама была слепой до того, как ей сделали несколько операций на глазах, и эта уникальная перспектива роднит её с Хелен ещё до того, как они встречаются.
По прибытии капитана Келлер и Энни сразу же начинают враждовать друг с другом. Между ними существует культурная разница: Капитан Келлер не привык к “своеобразному виду молодой женщины с севера”, а Энни не привыкла к глубоко укоренившимся южным ценностям и традициям Келлера.
Джеймс находит упрямство Энни скорее забавным, чем что-либо другое, часто насмехаясь над тем, что она никогда не сможет достичь Хелен. Кейт, однако, впервые за долгое время надеется, что её дочь может каким-то образом вернуться к ней.
Энни начинает свои уроки с попыток научить Хелен языку жестов, но испорченный характер Хелен препятствует её усилиям. Склонность Келлеров жалеть Хелен в значительной степени сводит на нет тот небольшой прогресс, которого добивается Энни. Во время их первого совместного ужина Хелен подходит к каждой тарелке на столе и сует руки в еду. Энни ловит руки Хелен, когда они погружаются в её собственную тарелку, но она одинока в своём желании научить Хелен манерам поведения за столом. В конце концов, Энни выгоняет семью из столовой; остальная часть сцены посвящена тому, как Энни учит Хелен правильно есть вилкой и складывать салфетку. После долгой физической борьбы Энни выходит из столовой. Она говорит Кейт: “В комнате полный разгром, но её салфетка сложена”. Келлеры поражены, но усилия Энни вскоре сводятся на нет семьёй Хелен.
Энни понимает, что если она хочет когда-нибудь добраться до Хелен, они должны жить отдельно от семьи Хелен. Энни требует полного контроля над Хелен в течение длительного времени, но родители Хелен насторожены. После некоторых споров они приходят к компромиссу: Энни и Хелен будут жить вдвоём в садовом домике на участке Келлеров в течение двух недель. Перси, сын Вайни, тоже будет жить с ними, чтобы помогать ухаживать за вещами в садовом домике. По истечении двух недель Хелен должна вернуться в главный дом. Энни неохотно соглашается на эти условия и сразу же переезжает в садовый домик вместе с Хелен и Перси.
Несмотря на трудности, связанные с обучением Хелен, Энни начинает любить её по мере того, как они проводят все больше времени вместе. Энни противится зарождающейся любви к своей ученице, в первую очередь из-за властной утраты, с которой она столкнулась в детстве, когда умер её брат Джимми. На протяжении всей пьесы Энни преследует её прошлое в государственной богадельне в Тьюксбери, месте для детей-инвалидов, куда их с Джимми отправили в детстве. Энни видела в образовании свой способ вырваться из жестокой системы, но она сожалеет, что её усилий оказалось недостаточно, чтобы вытащить и её брата. Благодаря Хелен, Энни получила второй шанс помочь кому-то.
Слишком скоро приходит время Хелен вернуться к родителям. Разница в её поведении очевидна. Теперь Хелен – правильная молодая леди, которая умеет шить, вежливо обедает и воздерживается от того, чтобы бить других. Но язык все ещё остаётся недосягаемым. На протяжении всей пьесы Энни постоянно пытается придать смысл словам, которые она пишет на руках у Хелен, сделать так, чтобы эти слова что-то значили. Энни настаивает на том, что “слова могут быть «глазами» Хелен, на все в мире вне её, да и внутри тоже”. Без них она просто “приучена к дому”, сведена к жизни “послушания без понимания – это тоже слепота”.
Энни умоляет Келлеров, чтобы они поняли, что поставлено на карту для их дочери, но они отказываются дать Энни больше времени. Она должна позволить Хелен вернуться под опеку родителей, оставаясь её учителем, но не кормильцем.
Следующая сцена происходит за обеденным столом Келлеров, где Хелен испытывает явное облегчение от того, что наконец-то вернулась домой. Несмотря на то, что в начале трапезы она демонстрирует свои недавно приобретённые манеры, Хелен вскоре возвращается к старым привычкам. Она проверяет своих родителей, чтобы узнать, что ей может сойти с рук, когда она вернулась домой. Сцена превращается в спор о том, стоит ли наказывать Хелен, и в ходе борьбы между Хелен и Энни Хелен проливает кувшин с водой. Энни выводит Хелен из столовой, прося остальных Келлеров не следовать за ней. Выходя, она говорит семье: “Я обращаюсь с ней как с видящим ребёнком, потому что я «прошу» её видеть! Я «ожидаю», что она будет видеть! Не отменяйте того, что я делаю!”. Энни тащит Хелен к водокачке и заставляет её наполнить кувшин.
У водокачки происходит чудо. Когда вода выливается ей на руки, Энни пишет буквы слова на руке Хелен. Хелен роняет кувшин, и в её душе что-то щёлкает. Она опирается на давно забытое воспоминание о первом слове, которое она поняла до болезни, и произносит: “Вах. Вах”. Она произносит это слово и возвращает его в руку Энни. В этот момент язык открывается для Хелен, а вместе с ним и способность Энни любить.
- «Сожжение Хром» Уильяма Гибсона, краткое содержание
- «Отверженные» Джеймса Хоу, краткое содержание
- «Зеркало и свет» Хилари Мантел, краткое содержание
- «Министерство будущего» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- «Письма из Микскиауалы» Аны Кастильо, краткое содержание
- «Основание метафизики нравов» Иммануила Канта, кратко
Комментирование недоступно Почему?