«Идеальная няня» Лейлы Слимани, краткое содержание читать ~3 мин.
«Идеальная няня» – триллер, написанный франко-марокканской журналисткой и писательницей Лейлой Слимани. Роман, опубликованный в 2016 году, вдохновлён убийством в 2012 году двух белых американских детей в Нью-Йорке их воспитательницей, натурализованной американской гражданкой, родившейся в Доминиканской Республике.
Слимани переносит повествование в Париж, Франция, а няня, которую она изображает, – коренная француженка и белая. Слимани переосмысливает преступление, чтобы исследовать темы расизма, классицизма и сексизма в отношении материнства и сиделок. «Идеальная няня» получила Гонкуровскую премию, высшую литературную награду Франции. Оригинальное французское название – «Chanson Douce» (2016).
Повествование в романе «Идеальная няня» ведётся от третьего лица – всеведущего рассказчика. Она открывается шокирующей сценой убийства няней Луизой двух детей, находящихся на её попечении, Адама и Милы. Большая часть оставшейся части книги – это флэшбэк, возвращение к году до убийства и прослеживание событий, которые привели к нему.
За год до убийства Поль и Мириам Массе ищут няню для своих детей, Адама и Милы. Хотя до сих пор Мириам оставалась дома с детьми, она стремится вернуться к своей карьере адвоката. Ей не нравится быть домохозяйкой или мамой, сидящей дома. Однако она также переживает по поводу того, чтобы доверить своих детей чужой заботе. Отказав нескольким стереотипным кандидатам в няни (иммигранты, цветные женщины, не владеющие французским языком), Поль и Мириам нанимают Луизу. Луиза ухожена, вежлива и является носителем французского языка. Для Пола и Мириам она – «идеальная няня».
Луиза быстро оказывается незаменимой в семье Массе. Она не только заботится о детях. Она также готовит, убирает и чинит вещи по дому. Она готова приходить рано и оставаться допоздна. В итоге она даже ночует в доме Массе одну-две ночи в неделю.
Поль и Мириам решают взять Луизу с собой в отпуск в Грецию, говоря себе, что она сможет присматривать за детьми, а они смогут провести отпуск более спокойно, не беспокоясь о детях. Напряжение возникает во время отпуска, когда Луиза обнаруживает, что не умеет плавать и поэтому не может войти в море с детьми. Пола раздражает это откровение, но он берет на себя обязанность научить Луизу плавать. Это первый важный момент, когда Пол и Мириам вынуждены признать и столкнуться с классовыми различиями между собой и Луизой.
По мере развития повествования такие моменты напряжения становятся все более частыми. Расизм, классицизм и социально-экономическое неравенство часто становятся причиной таких напряжённых моментов. Мириам ненавидит, что Луиза отказывается тратить еду впустую, сохраняя все до последнего клочка, но Луиза не может позволить, чтобы все пропадало зря. Семья Массе получает извещение из налоговой инспекции, в котором говорится, что они должны выдать Луизе зарплату, потому что она задолжала налоги. Они раздражены, когда сталкиваются с личными денежными проблемами Луизы. Луиза отмахивается от ситуации, как от ошибки, не желая раскрывать глубину своего финансового бремени.
По мере роста напряжённости в семье Массе, повествование раскрывает кусочки и детали биографии Луизы. У Луизы был жестокий муж Жак. Ее дочь, Стефани, сбежала из дома. У неё есть долги, которые она унаследовала от Жака. У неё нет друзей или родственников, на которых она могла бы положиться, кроме одной единственной знакомой – няни Вафы, которую она встречает в парке. У Луизы также есть проблемы с психическим здоровьем; ранее она проходила психиатрическое лечение в больнице Анри-Мондор.
Луиза убивает Адама и Милу, хотя само убийство в романе не описано. Последняя глава переходит в эпилог, рассказанный с точки зрения капитана Нины Дорваль, детектива, расследующего убийство. Несмотря на решение тщательно проследить события дня, предшествовавшего насилию, Дорваль не понимает, почему Луиза убила детей, и подразумевается, что она никогда не поймёт этого.
- Гонкуровская премия вручена за психологический триллер
- «Притяжение звезд» Эммы Донохью, краткое содержание
- «Представление себя в повседневной жизни» Эрвинга Гофмана, краткое содержание
- «Жемчужина» Джона Стейнбека, краткое содержание
- «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Беньяна, краткое содержание
- «Чума» Альбера Камю, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?