«Комната, где это произошло» Джона Болтона, краткое содержание читать ~5 мин.
«Комната, где это произошло» – это опубликованные в 2020 году мемуары американского дипломата Джона Болтона. Книга, ставшая бестселлером «Нью-Йорк Таймс», рассказывает о 17-месячном пребывании Болтона на посту советника по национальной безопасности при президенте Дональде Трампе.
С апреля 2018 года по сентябрь 2019 года Болтон был участником некоторых из самых важных событий в президентстве Трампа, включая два саммита с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, выход США из иранской ядерной сделки и дело об Украине в 2019 году, которое привело к импичменту президента. Ещё до своего выхода книга вызвала споры во всем американском политическом спектре. Республиканцы, лояльные Трампу, охарактеризовали её как нечестную, поскольку в ней президент представлен в основном в негативном свете. Демократы же возражали против решения Болтона опубликовать свои воспоминания об украинском скандале в рамках сделки на 2 миллиона долларов, а не давать показания на слушаниях Палаты представителей по вопросу импичмента.
После выборов 2016 года Болтон добивается назначения на пост госсекретаря в администрации Дональда Трампа. Несмотря на то, что эту должность получает генеральный директор Exxon Рекс Тиллерсон, Болтон выступает в качестве неофициального советника Трампа на протяжении всего первого года правления президента. Он характеризует этот период как глубоко дисфункциональный, поскольку Тиллерсон, советник по национальной безопасности Г. Р. Макмастер и министр обороны Джим Мэттис работают против президента по ключевым вопросам, включая иранскую ядерную сделку.
К концу марта 2018 года Трамп вытесняет Макмастера и Тиллерсона – последнего после сообщений о том, что он назвал президента «грёбаным идиотом». Трамп назначает Болтона своим новым советником по национальной безопасности, а тогдашнего директора ЦРУ Майка Помпео – новым госсекретарем.
Сразу же по прибытии Болтон сталкивается с кризисом. 7 апреля 2018 года, за два дня до даты начала его работы, сирийская армия проводит химическую атаку в Думе, в результате которой погибают до 50 человек, многие из которых – гражданские лица. На заседании Комитета по основным вопросам Совета национальной безопасности Болтон бюрократически переигрывает Мэттиса, который рекомендует значительно более слабый военный ответ, чем, по мнению Болтона, необходимо для сдерживания будущих химических атак. В итоге Трамп соглашается на предложенный Мэттисом удар, которого хватит лишь на 13 месяцев сдерживания, прежде чем сирийская армия снова начнёт атаковать химическим оружием гражданское население.
Вскоре после этого Болтон и Мэттис снова ссорятся по поводу выхода из иранской ядерной сделки. Однако на этот раз Болтон одерживает верх, убеждая Трампа отказаться от соглашения менее чем через месяц после приезда в Белый дом. Тем временем Болтон сталкивается с гораздо более сложной задачей, пытаясь отговорить Трампа от встречи с Ким Чен Ыном, верховным лидером Северной Кореи.
Вопреки рекомендациям Болтона, Трамп проводит саммит с Ким Чен Ыном в Сингапуре 12 июня 2018 года. Во время ужина, на котором присутствовали Трамп, Ким и делегаты от каждой страны, Болтон был поражён тем, как легко Ким манипулирует слабостью Трампа к лести. Хотя сделка по денуклеаризации не была достигнута, Трамп делает опасную, по мнению Болтона, уступку, поклявшись прекратить совместные военные учения США и Южной Кореи на Корейском полуострове.
В следующем месяце Трамп принимает участие в саммите с президентом России Владимиром Путиным в Хельсинки. К этому моменту Болтон все чаще рассматривает свою роль на таких встречах как контроль над ущербом. Поскольку на встрече Трампа с Путиным не было сделано никаких серьёзных уступок, Болтон изначально считает саммит успешным. Однако на пресс-конференции после саммита Трамп встаёт на сторону Путина против разведывательного сообщества США в отношении заявлений о вмешательстве России в выборы 2016 года. Болтон пишет: “Путин должен был весело смеяться над тем, что ему сошло с рук в Хельсинки”.
Пожалуй, самые громкие откровения в книге связаны со встречей Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина в июне 2019 года. По словам Болтона, Трамп пытался использовать закупку соевых бобов, выращенных в Америке, в просьбе к Си помочь ему выиграть выборы 2020 года. Трамп также якобы призывал Си продолжать строительство концентрационных лагерей для содержания уйгуров, преимущественно мусульманского этнического меньшинства в Китае. Здесь Болтон пишет о неспособности Трампа провести различие между внешней политикой, которая отвечает интересам США, и внешней политикой, которая выгодна Трампу лично и электорально.
Это различие также упускается Трампом во время скандала с Украиной в 2019 году, который приходится на последние недели пребывания Болтона на посту советника по национальной безопасности. В то время как Болтон, естественно, хочет работать с Украиной по стратегическим вопросам, которые выгодны Соединённым Штатам в отношении работы против России, Трамп зациклился на информации, переданной его личным адвокатом Руди Джулиани. Появившиеся данные обвиняют Украину во взломе Демократического национального комитета (DNC) на выборах 2016 года и показывают коррупционные правонарушения Джо Байдена, связанные с участием его сына в украинской энергетической компании.
Кульминацией этой одержимости стал телефонный разговор 25 июля, в котором Трамп, как говорят, намекнул новому президенту Украины Владимиру Зеленскому, что военная помощь Украине зависит от расследований, которые могут принести пользу Трампу в потенциальном президентском поединке с Байденом. На фоне огромного давления внутри и за пределами администрации Трамп, наконец, выделяет помощь 11 сентября 2019 года. Это произошло через два дня после того, как Болтон подал в отставку из-за ряда проблем, включая импульсивное решение Трампа в последнюю минуту остановить ответный удар по Ирану в июне предыдущего года.
В эпилоге Болтон защищает своё решение не давать показания на слушаниях по импичменту Трампа по Украине. Он характеризует слушания в Палате представителей как “недобросовестную практику импичмента”, поскольку в них приоритет отдавался скорости, а не всесторонности. Ссылаясь на аналогичные кампании давления на Турцию и Китай, Болтон утверждает, что процедура импичмента была бы гораздо более успешной, если бы Палата представителей установила, что Трамп пошёл на внешнеполитические уступки, направленные на политическую выгоду президента. Болтон пишет: “Я с трудом могу назвать хоть одно значимое решение Трампа за время моего пребывания в должности, которое не было бы продиктовано расчётами на переизбрание”.
- «Комната» Эммы Донохью, краткое содержание
- «Гарри Поттер и Тайная комната» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Комната Джованни» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Собственная комната» Вирджинии Вульф, краткое содержание
- Выставка Сергея Мейтува «Кабинетная трагедия или эстетика брошенных комнат»
- Ремонт ванной комнаты в Москве - цены и материалы
- Открытие выставки Сергея Мейтува «Кабинетная трагедия или эстетика брошенных комнат»
- Современная ванная комната: особенности грамотного ремонта
Комментирование недоступно Почему?