«Представление себя в повседневной жизни» Эрвинга Гофмана, краткое содержание читать ~3 мин.
«Представление себя в повседневной жизни» – это социологическое исследование того, как люди сталкиваются друг с другом. Опубликованная в 1956 году Эрвингом Гофманом, она фокусируется на отношениях между индивидом, выполняющим определённую роль в обществе (что Гофман называет «представлением»), и теми, кто присутствует, но не участвует (кого он называет «наблюдателями») в этой деятельности.
Хотя текст начинается с общего введения в методологию Гофмана, а глава 1 посвящена исключительно анализу отдельного исполнителя, более широкая цель Гофмана – описать различные способы взаимодействия групп исполнителей (которые он называет «коллективами исполнения» или «командами») между собой и с наблюдателями с целью создания конкретного и чёткого впечатления у зрителей.
Сосредоточившись на групповой динамике в рамках конкретной социальной среды, Гофман успешно объясняет различные явления, которые в большинстве случаев воспринимаются как должное или считаются недостойными тщательного академического изучения: экономические, расовые и гендерные отношения между рабочими и их начальниками; роль, которую играют архитектура и пространство в постановке спектакля; различные техники и привычки, культивируемые исполнителями, чтобы избежать нарушения ситуации, и так далее.
Кроме того, Гофман классифицирует более маргинальных актёров и наблюдателей, с которыми можно столкнуться в повседневной социальной среде (или то, что он называет «несоответствующими ролями»). Кроме того, сосредоточившись на взаимодействии внутри и между перфомансами и их аудиторией, Гофман даёт подробное описание различных способов, которыми каждый конкретный исполнитель постоянно переключается между различными способами коммуникации, такими как формальный в присутствии аудитории и неформальный в присутствии коллег-исполнителей.
Это расхождение между стилями общения позволяет Гофману заниматься этнографией того, как любое данное социальное взаимодействие всегда содержит нечто большее, чем то, что просто переживает аудитория. Так, мы слышим рассказы о кухонных работниках, которые сушат свою одежду над плитами, или истории о том, как работники сплетничают за спиной клиента, который часто посещает их заведение. Только сосредоточившись на всех возможных позициях в социальной ситуации, можно учесть все эти взаимодействия, которые с точки зрения зрителя или клиента остаются практически незамеченными.
Однако главный вопрос Гофмана заключается в том, как мы должны понимать это понятие «Я». По Гофману, мы должны помнить, что среди различных социальных взаимодействий, которые мы имеем ежедневно, представления, с которыми мы сталкиваемся, не идентичны личностям, исполняющим эти роли. Скорее, «я», которое даёт исполнитель, – это всегда образ человека, который лучше или хуже, чем идеальный человек для своей роли. Таким образом, Гофман делает два вывода.
Во-первых, мы должны быть осторожны и не рассматривать чьё-либо выступление как отражение морального облика человека или как совокупность всех его качеств. Во-вторых, мы должны напомнить себе, что «я» – это всего лишь продукт всего того, что идёт на поддержание и проведение перформанса. Как пишет Гофман, «Самость – это продукт всех этих механизмов, и все её части несут на себе следы этого генезиса».
- Литературный конкурс и выставка к дню рождения Гофмана
- Французский период Юрия Анненкова или возвращение домой
- В репертуаре Петербургского ТЮЗа появился спектакль «Гофман. Видения»
- Знаменитому сказочнику Гофману посвятили две выставки в Калининграде
- «Путешествие по сказкам Гофмана» Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Сергей Стадлер. 6+
- Беседа с Богданом Корольком «СКАЗКИ ГОФМАНА»
- «Идеальная няня» Лейлы Слимани, краткое содержание
- «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Беньяна, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?