«Служанки» Жана Жене, краткое содержание читать ~4 мин.
Премьера пьесы Жана Жене «Служанки» (или «Les Bonnes») состоялась в Париже в Театре Атенея в 1947 году. К тому времени Жене уже был признанным романистом и драматургом, но эта одноактная пьеса стала его первым знакомством с условностями и эстетикой движения, известного сегодня как театр абсурда. Пьеса «Служанки» основана на реальной истории сестёр Папен, двух служанок, которые в 1933 году потрясли Францию убийством своей жестокой мадам и её дочери. Пьеса Жене использует абсурд, чтобы продемонстрировать произвольность классовых обозначений и реальную борьбу классового неравенства.
Слово «абсурд» описывает состояние несоответствия или неуправляемости разумом и логикой. Философия абсурдизма возникла из «Мифа о Сизифе» (1942), в котором французский писатель Альбер Камю сравнивает человеческое существование с Сизифом из греческой мифологии, человеком, который разгневал богов и был осуждён вечно катить тяжёлый валун вверх по склону, чтобы каждый раз скатывать его обратно. По словам Камю, “абсурд возникает, когда человеческая потребность понимать и рассуждать сталкивается с неразумностью мира”.
Эта идея абсурда была усилена беспрецедентными ужасами Второй мировой войны (1939-1945), такими как механизированная смерть, ставшая возможной благодаря новым технологиям, зверства Холокоста и полное уничтожение Соединёнными Штатами Хиросимы и Нагасаки атомной бомбой. Кроме того, последующая холодная война создала вездесущую угрозу неожиданной смерти и уничтожения.
В отличие от многих основных модернистских театральных течений, таких как реализм, натурализм, дадаизм или символизм, абсурдизм в театре не был сознательным движением. Не существовало абсурдистских манифестов или сознательно определённых правил. Этот термин появился лишь в 1961 году, когда критик и учёный Мартин Эсслин опубликовал «Театр абсурда», весьма влиятельную монографию, в которой он выделил несколько драматургов, независимо друг от друга испытавших влияние и вдохновение творчества Камю, включая Эжена Ионеско («Лысый Сопрано», «Стулья»), Сэмюэля Беккета («В ожидании Годо», «Эндшпиль») и Жана Жене.
Соланж и её младшая сестра Клер, обеим около 30 лет, работают горничными в доме мадам, богатой и красивой женщины, которой около 25 лет. Действие пьесы происходит в полуискаженном реальном времени без перерывов между актами. Действие «Горничных» происходит в спальне мадам и начинается с церемонии, которую Соланж и Клэр называют церемонией, в которой сестры по очереди играют роли мадам, пока мадам нет дома. В данном случае Клэр играет роль мадам, надевая её платья, нанося макияж и украшения. Она словесно оскорбляет Соланж, которая играет роль Клэр, но Соланж в роли Клэр оскорбляет её в ответ.
Будильник всегда звучит и прекращает ритуал до того, как сестры успевают завершить его, убив Мадам. Сестры ссорятся и оскорбляют друг друга, а Клэр противостоит Соланж, потому что видела её однажды ночью стоящей над кроватью Мадам, которая пыталась убить Мадам, но не выдержала. Из-за их ритуала Клэр воспринимает желание Соланж убить Мадам как желание убить Клэр.
Звонит телефон, и Клэр разговаривает с Месье, любовником Мадам. Месье был заключён в тюрьму после ареста за неустановленное преступление, связанное с деньгами и кражей, на основании анонимного письма, которое Клэр написала в полицию. Месье был выпущен под залог, и Клэр паникует, что о ней узнают. Она решает убить мадам, отравив её чай фенобарбиталом.
Мадам возвращается, расстроенная и разочарованная атрибутами своего богатого светского образа жизни. Арест и отсутствие Месье заставили её понять, что она заботится только о нем. Удручённая, она отдаёт свои изысканные меха и единственное в своём роде дизайнерское платье горничным, утверждая, что дорогая одежда ей больше не нужна. Клэр пытается дать мадам отравленный чай, но мадам это не интересует.
Когда мадам узнает о телефонном звонке и освобождении месье, её настроение внезапно меняется. Она с волнением готовится к встрече с ним, небрежно возвращая свои меха и возобновляя интерес к своему богатству. Мадам посылает Соланж вызвать такси и с нетерпением ждёт её возвращения. Клер продолжает уговаривать мадам выпить чай, но мадам отказывается. После ухода мадам Соланж настаивает на проведении ритуала. Клэр снова играет в Мадам, но у неё паранойя, что настоящая Мадам вернётся, и она пугается, когда Соланж переводит игру в другое русло. Клэр начинает чувствовать себя плохо, и Соланж помогает ей дойти до кухни.
Соланж возвращается одна и в длинном, путаном монологе объявляет, что убила мадам. Она ведёт воображаемые разговоры с невидимыми людьми о последствиях, которые приводят к казни Соланж. Клэр снова входит в дом и, несмотря на неоднократные отговоры Соланж, требует у неё чай и выпивает его. Соланж воображает, что это мадам выпивает яд и умирает.
- «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- Театралы Владивостока увидели самый знаменитый спектакль Романа Виктюка - «Служанки»
- «Балкон» Жана Жене, краткое содержание
- «Беженец» Алана Гратца, краткое содержание
- «Дженезис начинает с начала» Алисии Уильямс, краткое содержание
- В штаб-квартире ООН в Женеве проходит Фестиваль военных фильмов
Комментирование недоступно Почему?