«Служанки» Жана Жене, краткое содержание читать ~4 мин.
Премьера одноактной пьесы Жана Жене (Jean Genet) «Служанки» (Les Bonnes) состоялась в Париже в Театре Атенея в 1947 году. Хотя к тому времени Жене уже был известным романистом, именно эта работа стала его первым значительным произведением для театра, связанным с эстетикой движения, которое позже назовут театром абсурда. В основу сюжета легла реальная история сестёр Папен — двух служанок, которые в 1933 году жестоко убили свою хозяйку и её дочь, что потрясло всю Францию. В своей пьесе Жене использует приёмы абсурда для демонстрации условности классовых различий и борьбы, порождённой социальным неравенством.

Личность самого Жене неразрывно связана с темами его произведений. Будучи сиротой, бродягой и преступником, он провёл значительную часть своей юности в исправительных учреждениях и тюрьмах. Этот опыт жизни на обочине общества сформировал его мировоззрение. В творчестве Жене исследует миры отверженных, прославляя бунт против социальных норм через ритуалы, игру и трансформацию.
Слово «абсурд» описывает нечто нелогичное, противоречащее здравому смыслу. Философия абсурдизма берёт начало в эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе» (1942). В нём французский писатель сравнивает человеческое существование с судьбой персонажа греческой мифологии, обречённого вечно катить валун на гору лишь для того, чтобы тот снова скатывался вниз. По словам Камю, “абсурд рождается из этого столкновения между человеческим призывом и молчанием мира”.
Идея абсурда получила особое развитие после беспрецедентных ужасов Второй мировой войны (1939–1945). Механизированное уничтожение людей, ставшее возможным благодаря новым технологиям, трагедия Холокоста и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки Соединёнными Штатами обнажили бессмысленность существования. Последующая холодная война лишь усугубила это ощущение, создав постоянную угрозу внезапного и полного уничтожения.
В отличие от многих театральных течений модернизма, таких как реализм или символизм, театр абсурда не был сознательным движением с манифестами и правилами. Термин появился лишь в 1961 году, когда критик Мартин Эсслин опубликовал влиятельную монографию «Театр абсурда». В ней он объединил драматургов, независимо друг от друга вдохновлявшихся творчеством Камю, среди которых были Эжен Ионеско («Лысая певица»), Сэмюэл Беккет («В ожидании Годо») и сам Жан Жене.
В центре пьесы «Служанки» находятся темы идентичности, власти и бунта. Через ритуальную игру, названную «Церемонией», сёстры пытаются присвоить себе атрибуты Мадам и тем самым обрести власть над ней, хотя бы в воображаемом мире. Этот повторяющийся акт является одновременно и выражением ненависти, и проявлением восхищения. Границы между реальностью и фантазией, а также между личностями самих сестёр, постоянно стираются.
Соланж и её младшая сестра Клер, женщины около тридцати лет, служат горничными в доме Мадам — богатой дамы лет двадцати пяти. Действие одноактной пьесы разворачивается в спальне хозяйки в реальном времени. Всё начинается с «Церемонии»: в отсутствие Мадам сёстры по очереди играют её роль. Клер надевает платья, использует косметику и украшения хозяйки, после чего унижает Соланж, которая, в свою очередь, играет роль Клер.
Ритуал всегда прерывается звонком будильника до того, как сёстры успевают довести его до логического завершения — убийства Мадам. После этого они ссорятся, и выясняется, что Клер однажды видела, как Соланж стояла над кроватью спящей хозяйки, но не решилась на убийство. Для Клер желание сестры убить Мадам в реальности равносильно желанию убить её саму во время «Церемонии».
Раздаётся телефонный звонок. Клер узнаёт от Месье, любовника Мадам, что его освободили под залог. Ранее он был арестован по обвинению в краже на основании анонимного письма, которое написала Клер. Испугавшись, что её обман раскроется, она решает отравить хозяйку, добавив в её чай фенобарбитал.
Возвращается Мадам, расстроенная из-за ареста Месье. Она заявляет, что атрибуты роскошной жизни её больше не интересуют, и в порыве отчаяния дарит служанкам свои меха и дизайнерское платье. Клер пытается уговорить её выпить отравленный чай, но та отказывается.
Когда Мадам узнаёт об освобождении Месье, её настроение резко меняется. Она с воодушевлением готовится к встрече с ним, забирает назад подаренные вещи и снова становится властной и высокомерной. Она вновь отказывается от чая и уезжает на свидание.
После ухода Мадам сёстры решают завершить «Церемонию». Клер снова играет роль хозяйки. Она приказывает Соланж принести ей отравленный чай. Соланж подчиняется, и Клер, произнося слова от имени Мадам, выпивает яд. Ритуальное убийство свершилось: одна сестра умирает, чтобы другая могла обрести славу через преступление. Оставшись одна, Соланж произносит финальный монолог, обращаясь к воображаемой толпе и готовясь к своей грядущей казни как к триумфу.
- «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- Театралы Владивостока увидели самый знаменитый спектакль Романа Виктюка - «Служанки»
- «Балкон» Жана Жене, краткое содержание
- «Беженец» Алана Гратца, краткое содержание
- «Дженезис начинает с начала» Алисии Уильямс, краткое содержание
- В штаб-квартире ООН в Женеве проходит Фестиваль военных фильмов
Комментирование недоступно Почему?