«Остров проклятых» Денниса Лихейна, краткое содержание читать ~5 мин.
«Остров проклятых» (англ. Shutter Island) — психологический триллер американского писателя Денниса Лихейна (Dennis Lehane), опубликованный в 2003 году. Роман исследует, как травма и психическое состояние человека способны искажать его восприятие реальности. Повествование открывается прологом — записью из дневника доктора Лестера Шиэна от 3 мая 1993 года. Шиэн, бывший психиатр больницы «Эшклифф» на острове Шаттер, на закате жизни решает рассказать историю трагедии, которая связала судьбы четырёх человек: Эдварда «Тедди» Дэниелса, Рэйчел Соландо, Долорес Шанал и Эндрю Лэддиса.
Основные события романа разворачиваются в сентябре 1954 года и охватывают четыре дня. В центре повествования — Тедди Дэниелс, ветеран Второй мировой войны и федеральный маршал. Его направляют на остров Шаттер для расследования исчезновения пациентки Рэйчел Соландо из клиники для душевнобольных преступников «Эшклифф». Его сопровождает новый напарник Чак Оул, недавно переведённый из Сиэтла. Между маршалами быстро устанавливаются доверительные отношения.

Больница «Эшклифф» расположена на уединённом острове, что создаёт гнетущую атмосферу изоляции. Мрачные корпуса, скалистые берега и постоянное ощущение наблюдения усиливают паранойю Тедди. Ситуацию усугубляет надвигающийся ураган, который через несколько часов после прибытия маршалов отрезает остров от внешнего мира, превращая его в ловушку.
Прибыв в «Эшклифф», маршалы встречаются с главным врачом, доктором Джоном Коули. Он сообщает, что Рэйчел Соландо бесследно исчезла из запертой палаты предыдущей ночью. Опрос персонала не даёт результатов. Единственной зацепкой становится загадочная записка, найденная в палате Рэйчел, с шифром, который Тедди и Чак называют «Законом четырёх».
Ночью Тедди мучают кошмары о его жене, Долорес Шанал, погибшей два года назад при пожаре в их квартире. Эти сны раскрывают, что их брак был омрачён алкоголизмом Тедди и прогрессирующим психическим расстройством Долорес. Сновидения становятся важным мотивом романа, выводя на поверхность истины, которые сознание Тедди отказывается принять. Именно во сне он находит ключ к разгадке шифра, который указывает на существование таинственного шестьдесят седьмого пациента клиники.
Расшифровка «Закона четырёх» становится для Тедди навязчивой идеей. Он приходит к выводу, что имена являются анаграммами: «Edward Daniels» — это «Andrew Laeddis», а «Rachel Solando» — «Dolores Chanal». Эта догадка, вместе с упоминанием шестьдесят седьмого пациента, подталкивает Тедди к мысли о масштабном заговоре, в центре которого находятся он сам и человек, которого он ищет.
На следующий день маршалы допрашивают пациентов из группы Рэйчел. Одна из них, Бриджет Кернс, тайком пишет в блокноте Тедди слово “БЕГИ”. Позже Чак прямо спрашивает напарника, почему тот постоянно упоминает некоего Эндрю Лэддиса. Тедди признаётся, что Лэддис — поджигатель, виновный в смерти его жены. Он уверен, что Лэддис содержится в «Эшклиффе», несмотря на отсутствие записей о нём.
По пути на кладбище погода резко ухудшается, и маршалы укрываются от урагана в старом мавзолее. Там Тедди раскрывает Чаку истинную цель своего приезда. Он рассказывает, что бывший пациент клиники, Джордж Нойс, сообщил ему о бесчеловечных экспериментах, которые проводятся в «Эшклиффе». Тедди прибыл на остров по поручению сената, чтобы собрать доказательства и разоблачить незаконную деятельность врачей.
Доктор Коули объясняет Тедди, что в психиатрии того времени идёт борьба между двумя подходами. «Старая гвардия» предпочитает хирургические методы, такие как лоботомия, и изоляцию. Новое течение выступает за использование психотропных препаратов. Сам Коули является сторонником психотерапии и гуманного отношения к пациентам. Этот конфликт методов лечения отражает центральную дилемму романа.
После урагана Рэйчел Соландо неожиданно находится. Во время допроса она принимает Тедди за своего мужа, но затем впадает в панику и нападает на него. Это провоцирует у маршала сильную мигрень, и доктор Коули даёт ему таблетки. Препараты вызывают у Тедди яркие и тревожные кошмары.
Воспользовавшись хаосом после шторма, маршалы проникают в корпус «С» для самых опасных пациентов. Там Тедди находит Джорджа Нойса. Тот утверждает, что всё происходящее — инсценировка, созданная специально для Тедди, а его напарник Чак работает на руководство клиники.
Маршалы направляются к маяку, который, по словам Нойса, служит местом проведения операций. По пути Чак исчезает. Тедди, разыскивая его у скалистого обрыва, находит пещеру. В ней он встречает женщину, которая представляется настоящей Рэйчел Соландо, бывшим врачом клиники. Она рассказывает, что её заставили скрываться после того, как она попыталась разоблачить эксперименты с психотропными препаратами. Женщина убеждает Тедди, что его тоже накачивают наркотиками.
Тедди возвращается в больницу, но доктор Коули утверждает, что никакого напарника у него не было и на остров он прибыл один. Решив, что Чак в опасности, Тедди пробирается к маяку. Там его ждёт доктор Коули, который раскрывает ему правду.
На самом деле Тедди — это Эндрю Лэддис, самый опасный, шестьдесят седьмой пациент клиники. Его жена Долорес страдала от тяжёлого психического расстройства и утопила троих их детей. Не выдержав горя, Эндрю застрелил её. Травма оказалась настолько сильной, что он создал себе новую личность — героического маршала Тедди Дэниелса, а вину за смерть жены переложил на вымышленного поджигателя Лэддиса.
Всё расследование оказывается масштабной инсценировкой, ролевой игрой, организованной доктором Коули и доктором Шиэном, который исполнял роль Чака. Это последняя отчаянная попытка помочь Эндрю принять реальность. В противном случае его ждёт лоботомия. Под давлением фактов и собственных воспоминаний Эндрю, кажется, принимает правду.
Однако финал романа остаётся открытым. На следующее утро Эндрю вновь обращается к доктору Шиэну как к напарнику Чаку и говорит о необходимости бежать с острова. Становится ясно, что терапия провалилась. В последней сцене врачи уводят его, предположительно для проведения лоботомии, оставляя читателя наедине с вопросом о границах реальности, вины и искупления.
- «Мистическая река» Денниса Лихейна, краткое содержание
- «Молчание ягнят» Томаса Харриса, краткое содержание
- «Серебряный воробей» Тайари Джонс, краткое содержание
- «Мулы и люди» Зоры Хёрстон, краткое содержание
- «Казино Рояль» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Девятый район» Джуэлл Паркер Роудс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?