«В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, краткое содержание читать ~5 мин.
«В поисках утраченного времени» (À la recherche du temps perdu) — это монументальный роман французского писателя Марселя Пруста (Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust). Произведение публиковалось в семи томах с 1913 по 1927 год, причём последние три тома вышли посмертно. Роман, часто рассматриваемый как автобиографический, повествует о жизни и духовных исканиях безымянного рассказчика. В английском переводе Скотта Монкриффа роман долгое время был известен как «Воспоминание о вещах прошлого» — цитата из сонета Шекспира, — но современный перевод Д. Дж. Энрайта вернул ему название, близкое к оригиналу.

Сюжет романа развивается через несколько взаимосвязанных линий, которые не только продвигают повествование, но и придают глубину и многогранность социальному миру рассказчика. Роман получил широкое признание ещё в начале XX века и сохраняет свой статус по сей день. Уникальный стиль и темы, поднятые Прустом, стали предметом подражания и пародий для многих писателей-модернистов.
Одной из центральных идей романа является концепция непроизвольной памяти. Повествование начинается с одного из самых знаменитых эпизодов в мировой литературе: рассказчик, уже будучи взрослым, окунает кусочек бисквитного печенья «мадлен» в чай, и внезапно нахлынувшее вкусовое ощущение воскрешает в его памяти детальные картины детства, проведённого в вымышленном городке Комбре. Этот момент становится катализатором для всего повествования.
Роман открывается воспоминаниями рассказчика о ранних годах в Комбре. Единственным утешением в его тогдашней жизни была любовь и нежность матери, особенно её поцелуй на ночь. Поначалу их дом часто посещал Шарль Сван, но после его женитьбы на женщине с сомнительной репутацией, Одетте де Креси, его визиты стали реже. Эти два направления — «путь Свана» и «путь Германтов» — символизируют два различных социальных мира, с которыми рассказчик знакомится в детстве.
В один из вечеров рассказчика отправляют спать без материнского поцелуя. Заметив отчаяние сына, отец проявляет неожиданную снисходительность и просит мать провести с ним ночь. Этот эпизод, полный противоречивых сигналов, заставляет мальчика обратиться к книгам как к способу бегства от реальности. Его друг Блок знакомит его с произведениями писателя Берготта. Рассказчик очарован и узнаёт, что дочь месье Свана, Жильберта, дружна с этим литератором.
Повзрослев, рассказчик начинает проводить время в Париже, где заводит дружбу с Жильбертой Сван. Он наблюдает за развитием сложных и мучительных отношений между её отцом и Одеттой. Постепенно их юношеская влюблённость с Жильбертой угасает, и рассказчик, разочаровавшись в светском кругу Сванов, отдаляется от неё. В салоне мадам Сван он наконец знакомится с Берготтом, чьё творчество он так ценил.
Спустя некоторое время рассказчик отправляется на морской курорт Бальбек. Поначалу он страдает от одиночества, что сказывается на его слабом здоровье, но со временем красота города помогает ему прийти в себя. Однажды он встречает группу юных девушек, «маленькую компанию», и оказывается очарован ими. На одном из приёмов он знакомится с художником Эльстиром, который приглашает его в свою мастерскую.
В мастерской Эльстира он вновь встречает одну из девушек — Альбертину Симоне. Художник устраивает их встречу, и между молодыми людьми завязываются близкие отношения. Они много гуляют вместе, обсуждая несовершенство окружающего мира. Альбертина знакомит рассказчика со своими подругами, Андре и Жизель, но начинает ревновать, когда он проявляет интерес к другим. Сложность их чувств достигает пика, когда рассказчик однажды ночью пытается силой поцеловать её, но встречает решительный отпор.
Тяжёлая болезнь бабушки заставляет семью вернуться в Париж и поселиться в квартире, примыкающей к отелю де Германт. Внимание рассказчика переключается на герцогиню де Германт, и он прилагает все усилия, чтобы сблизиться с ней, чем вызывает её раздражение. Он навещает своего друга Робера де Сен-Лу в Донсьере в надежде, что тот поможет ему войти в круг Германтов.
Вскоре у бабушки случается инсульт, и, несмотря на уход преданной служанки Франсуазы и визиты друзей, она умирает. После её смерти в Париж приезжает Альбертина и поселяется у рассказчика. Он держит её практически взаперти, мучимый ревностью и подозрениями в её неверности. Его былая страсть к герцогине де Германт угасает, уступая место желанию просто завязать с ней дружеские отношения.
Рассказчик всё глубже погружается в жизнь высшего аристократического общества, посещая салоны и ужины. Он наблюдает за его сложными ритуалами и скрытыми пороками. Особую роль в этом мире играет загадочный и властный барон де Шарлюс, дядя Робера де Сен-Лу, чьё поведение и отношение к рассказчику постоянно меняются от покровительственного до враждебного.
Финал романа разворачивается спустя много лет, после окончания Первой мировой войны. Рассказчик, долгое время проведший в уединении, попадает на приём к принцу де Германту. Там он встречает всех знакомых ему людей и с изумлением видит, как безжалостно время изменило их внешность и судьбы. Шарль Сван к этому моменту давно умер. Это внезапное прозрение о природе времени, памяти и забвения убеждает рассказчика, что единственный способ победить время — это воссоздать утраченное прошлое в искусстве. Он решает написать книгу — ту самую, которую читатель держит в руках.
«В поисках утраченного времени» — это роман о субъективности восприятия, где реальность постоянно искажается через призму любви, ревности и памяти. Путь рассказчика — это долгое странствие, которое завершается осознанием своего истинного призвания. Он приходит к выводу, что только творчество способно примирить его ожидания с действительностью и вернуть ему «утраченное время».
- В поисках утраченного времени находятся донецкий фонд «Изоляция» и галерея «Continua»
- Письма Пруста к соседке. Неожиданная сенсация
- Артефакты или поиск гармонии вместе с Марселем Прустом
- «Аякс» Софокла, краткое содержание
- «Комната» Эммы Донохью, краткое содержание
- «Пиранези» Сюзанны Кларк, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?