«В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, краткое содержание читать ~4 мин.
«В поисках утраченного времени» (в других переводах «Воспоминание о вещах прошлого») – роман французского писателя и критика Марселя Пруста. Он был опубликован в семи сборниках с 1913 по 1927 год, некоторые из них посмертно. Роман повествует о жизни неназванного молодого человека и часто интерпретируется исследователями как в значительной степени автобиографический.
Рассказчик находится под влиянием нескольких сюжетных линий, которые продвигают повествование вперёд и придают цвет и глубину его социальному миру. Роман пользовался большим уважением в начале XX века и остаётся таковым сегодня, а стиль и темы Пруста стали объектом подражания (и пародирования) со стороны ряда писателей-модернистов.
Роман начинается с того, что рассказчик размышляет о своей ранней жизни, начиная с того времени, когда он жил в поместье под названием Комбрей. Там он совершенно несчастен, единственным утешением для него служит любовь и ласка его мамы, например, когда она целует его перед сном. Поначалу Комбрей часто посещает человек по имени М. Сван, но после женитьбы его присутствие уменьшается.
В один из моментов становления рассказчика наказывают тем, что рано отправляют спать, и мама отказывается поцеловать его на ночь. Отец замечает, что мальчик расстроен, и приказывает маме спать рядом с ним, чтобы подбодрить его. Эти противоречивые аффективные сигналы заставляют рассказчика замкнуться в себе и обратиться к книгам в качестве утешения. Однажды его друг Блох знакомит его с произведениями писателя по имени Берготт. Рассказчик очарован и узнает, что дочь М. Свана дружит с писателем. Несмотря на то, что его семья отдалилась от Свана после его женитьбы, рассказчик пытается связаться с его дочерью, но ему не удаётся установить настоящую связь.
Через некоторое время рассказчик начинает покидать Комбрей и проводить время на Елисейских полях, раздражённый тем, что его слабое здоровье не позволяет ему бывать за границей. Он дружит с дочерью мсье Свана, Жильбертой, и наблюдает за развитием напряжённых отношений между мсье Сваном и женщиной по имени Одетта. Он также наблюдает, как общество подвергает их остракизму за их необычные отношения. Жильберта приглашает рассказчика на свои чаепития, где он наконец знакомится с Берготтом и узнает его взгляды на общество и политику.
Получив от Жильберты все, что хотел, он бросает её. Роман переносится на два года в будущее. Рассказчик отправляется в Бальбек, где его поражает меланхолическое одиночество, которое приводит к ухудшению здоровья. В конце концов он смиряется с прекрасным городом и выздоравливает, но не заводит новых друзей. Однажды он встречает группу из нескольких девушек и влюбляется в них.
На вечеринке в тот же вечер он знакомится с художником по имени Элстир, который приглашает его посетить его мастерскую. Когда он приходит, он выглядывает в окно и видит одну из девушек из группы. Ему удаётся убедить Эльстира устроить чаепитие и пригласить одну из своих возлюбленных, Альбертину. Они с Альбертиной быстро сближаются, совершают совместные прогулки, где обсуждают своё мнение о неадекватности их ближайшего окружения.
Альбертина знакомит рассказчика с двумя подругами, Жизель и Андри, но начинает завидовать, когда он испытывает явное влечение к Жизель. Она пишет записку с признанием в любви к рассказчику, и он влюбляется в неё. Однако однажды ночью он вторгается в её номер, и она в ужасе зовёт на помощь. Бабушка рассказчика заболевает в Париже, и семье приходится переехать в квартиру, пристроенную к отелю де Германт.
Рассказчик очарован мадам де Германт и посещает оперу, чтобы сблизиться с ней. Она замечает его частые попытки встретиться с ней и начинает раздражаться. Он навещает своего друга Сен-Лу в Донсьере в надежде найти способ сблизиться с мадам де Германт, но, не дождавшись ответа, уезжает, чтобы проведать свою бабушку. Вскоре после этого у неё начинается сильный жар и случается инсульт. Врач даёт ей пессимистический прогноз, советуя рассказчику не терять надежды. Служанка их семьи, Франсуаза, ухаживает за бабушкой, которую навещают многие её друзья. Однако вскоре она слабеет и умирает. После смерти бабушки Альбертина приезжает в Париж и снова ухаживает за рассказчиком. Не будучи больше влюблённым в мадам де Германт, рассказчик надеется завязать с ней дружеские отношения.
Однажды в пятницу Германт просит его прийти на ужин, он приходит вместе с Сен-Лу, и на него смотрят свысока, пока гости ужина не узнают, что эти двое связаны. Разочарованный в целом исходом вечеринки и чувствуя все большее разочарование в плодах своих постоянных любовных трудов, рассказчик уходит к мсье де Шарлюсу, который так же груб с ним.
М. де Шаллюс обвиняет рассказчика в том, что тот распространил о нём негативный слух; он опровергает его, и они мирятся. Роман заканчивается через несколько дней, когда рассказчик приезжает в поместье Германтов и застаёт мсье Свана на смертном одре.
«В поисках утраченного времени» – роман в высшей степени межличностный, в нём постоянно присутствует напряжение между взглядами рассказчика, которые окрашены и искажены объектами его любви, и социальным миром, в который он включён. В конце концов, он учится примирять свои ожидания с реальностью, расширяя своё представление об отношении и ожиданиях других людей, формирующихся в Европе начала XX века.
- В поисках утраченного времени находятся донецкий фонд «Изоляция» и галерея «Continua»
- Письма Пруста к соседке. Неожиданная сенсация
- Артефакты или поиск гармонии вместе с Марселем Прустом
- «Аякс» Софокла, краткое содержание
- «Комната» Эммы Донохью, краткое содержание
- «Пиранези» Сюзанны Кларк, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?