«Алкеста» Еврипида, краткое содержание читать ~5 мин.
«Алкеста» (или Алкестида) – греческая трагедия, написанная Еврипидом (ок. 480-406 гг. до н.э.). Это самая ранняя из сохранившихся пьес Еврипида, поставленная в 438 году до н.э. на драматическом фестивале «Городские Дионисии» в Афинах, где она получила второй приз.
Пьесы, поставленные в Афинах в V веке, часто называют «аттическими трагедиями». «Алкеста» была поставлена как часть тетралогии, состоящей из трагедий «Критские женщины», «Алкмеон в Псофисе» и «Телеф» (ни одна из которых не сохранилась). «Алкеста» заняла в тетралогии место, которое обычно отводилось пьесе о сатирах, сочетающей в себе элементы трагедии и комедии. Такое необычное расположение определило то, как учёные и критики интерпретировали пьесу как «проблемную пьесу», поскольку в ней используются ирония, двусмысленность и юмор для исследования таких тем, как неизбежность смерти, стремление к добродетели и хорошей репутации, а также отношения между богами и смертными.
Действие происходит перед дворцом Адмета, царя Фессалии. Аполлон, греческий бог врачевания, культуры и пророчества, беседует со Смертью. Аполлон рассказывает зрителям, что его отец, Зевс, отдал его в рабство Адмету в наказание за убийство циклопов. Однако Адмет хорошо относился к Аполлону, и в награду за это Аполлон обманом заставил судьбу позволить Адмету избежать смерти, если тот найдёт кого-нибудь, кто добровольно умрёт вместо него. Только жена Адмета, Алкеста, согласилась сделать это, и сегодня настал день её смерти. Смерть выходит на сцену, чтобы забрать Алкесту. В язвительной перепалке Смерть отвергает мольбы Аполлона пощадить её. Аполлон наконец уходит, но не раньше, чем предсказывает, что Алкеста будет вырвана у Смерти гостем в доме Адмета.
Аполлон и Смерть уходят, а хор, состоящий из старейшин Феры, вступает, чтобы исполнить первую хоровую песню трагедии – «пародос». Отметив тишину в доме Адмета, хор задаётся вопросом, жива ли ещё Алкеста, и восхваляет благородство её готовности умереть за мужа.
За «пародосом» следует первый эпизод. Входит служанка Алкесты и сообщает хору, что та жива. Она описывает приготовления своей госпожи к смерти, которые включают купание, переодевание в нарядные одежды, молитвы и прощание с детьми и домочадцами. Служанка добавляет, что Адмет уже начинает горевать о потере любимой жены. Служанка уходит, а хор поёт первый «стасимон», прося Зевса и Аполлона спасти Алкесту от гибели. Они сочувствуют Адмету, который должен потерять такую благородную жену.
Поддерживаемая слугами, входит Алкеста с мужем и двумя детьми. Она умирает. Она в последний раз обращается к солнечному свету, уже видя богов подземного мира, ожидающих её в темноте. Адмет умоляет Алкесту не покидать его и обещает никогда больше не выходить замуж. Алкеста просит Адмета помнить о её жертве и отдаёт их детей на его попечение. Она умирает. Один из детей произносит краткое песнопение над своей умершей матерью. Адмет с тяжёлым сердцем приказывает всем своим подданным соблюдать годовой траур по Алкесте.
Хор поёт второй «стасимон», прощаясь с Алкестой и отпуская её на волю богов подземного мира. Они восхваляют достоинства Алкесты и заявляют, что будущие поэты будут воспевать её в песнях.
Геракл приезжает в Феры и беседует с хором перед дворцом Адмета. Он направляется во Фракию, чтобы украсть кобылу-людоедку Диомеда – один из знаменитых трудов, которые он должен выполнить в наказание. Адмет выходит поприветствовать Геракла, но скрывает от него смерть Алкесты. Когда Геракл спрашивает его, почему он в трауре, Адмет отвечает, что умерла подруга семьи.
Адмет настаивает на развлечении Геракла и велит слуге отвести его в гостевые покои. Хор упрекает Адмета за то, что тот принимает гостя, оплакивая свою жену, но Адмет отвечает, что не следует отказывать другу. После ухода Адмета хор поёт третий «стасимон», восхваляя Адмета за его добродетельный, гостеприимный характер.
Адмет вновь появляется во главе похоронной процессии Алкесты. Ферес, отец Адмета, подходит к нему с погребальными дарами и выражает соболезнования по поводу смерти Алкесты. Адмет отказывается принять дары, говоря, что Ферес трус и что, отказавшись умереть за Адмета, Ферес несёт ответственность за смерть Алкесты. Ферес отвечает, что он не был обязан умирать за Адмета и что только Адмет виноват в смерти Алкесты. Адмет отрекается от отца и вместе с хором уходит хоронить Алкесту.
На пустую сцену выходит слуга и произносит вестную речь, жалуясь на чрезмерное веселье Геракла. Приходит пьяный Геракл и упрекает слугу за угрюмость, после чего, к своему ужасу, узнает, что Алкеста умерла, и все домашние оплакивают её. Геракл отправляется на её спасение, желая отплатить Адмету за его доброту. Адмет тем временем возвращается домой вместе с хором. Адмет оплакивает свою потерю. Хор советует ему быть сильным и поёт четвёртый «стасимон», оду богине Принуждения.
Входит Геракл с завуалированной женщиной и начинает последний «стасимон». Геракл ругает Адмета за то, что тот солгал ему об Алкесте, а затем просит его взять на себя ответственность за женщину, которая будет с ним, пока он в отъезде, утверждая, что она – порабощённая, которую он выиграл в состязании атлетов. Адмет сначала отказывается, но постепенно выясняется, что эта женщина – и есть Алкеста, вырванная Гераклом у Смерти. Адмет радуется возвращению жены и уводит её с собой во дворец, а хор поёт заключительную песнь о неожиданных поворотах судьбы.
- «Троянки» Еврипида, краткое содержание
- «Вакхиды» Еврипида, краткое содержание
- «Орест» Еврипида, краткое содержание
- «Медея» Еврипида, краткое содержание
- «Ифигения в Аулисе» Еврипида, краткое содержание
- «Елена» Еврипида, краткое содержание
- «Достигая выхода» Франсиско Хименеса, краткое содержание
- «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэм-Смита и Джейн Остин, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?