«Сын» Лоис Лоури, краткое содержание читать ~5 мин.
«Сын» – это фантастический роман для молодёжи, написанный удостоенной наград писательницей Лоис Лоури. Это завершение «квартета Гайвера», в который входят «Гайвер» (1993), «В поисках синего» (2000), «Посланник» (2004) и «Сын» (2012). Роман «Сын» рассказывает о путешествии Клэр, молодой девушки, которая пытается вернуть своего сына, которого у неё отняли. Роман состоит из трёх частей: Книга 1: «До», Книга 2: «Между» и Книга 3: «После». Действие всех трёх книг происходит в течение пятнадцати лет.
В первой книге 14-летняя Клэр рожает ребёнка в своей изолированной общине; согласно правилам общины, у неё забирают ребёнка, чтобы позже передать его другой паре. В общине существует множество правил, которые способствуют анонимности и лишают человека самостоятельности, в теории способствуя созданию более общинной среды.
Во время рождения ребёнка Клэр возникают осложнения, требующие кесарева сечения, и Клэр отстраняют от роли Сосуда и переводят в общую популяцию, устраивая на работу в рыборазводный завод. Однако Клэр чувствует, что её тянет в Центр воспитания, где она находит и развивает тайные отношения со своим безымянным сыном. Ее сына забирает другой мальчик, Джонас, и Клэр садится на корабль и плывёт в другое место, якобы для того, чтобы найти своего сына.
Во второй книге жители далёкой морской деревни находят Клэр, потерпевшую кораблекрушение в море, и старая, бездетная акушерка Алис принимает Клэр и заботится о ней. Жители деревни доброжелательно и даже благоговейно относятся к Водяной Клэр, как они называют Клэр, которая ничего не помнит о своей прежней жизни. Клэр приходится заново учиться многим вещам, и воспоминание о родах возвращается к ней, когда она помогает Алис принять роды у деревенского жителя.
В деревне с ужасом узнают, что у Клэр забрали ребёнка, и многие сторонятся её за то, что у неё нет мужа. Клэр решает, что должна покинуть деревню, взобравшись на скалу, чтобы найти своего сына, и тратит годы на силовые тренировки, чтобы выполнить эту задачу, ей помогает калека Эйнар, который уже однажды успешно завершил восхождение. Клэр завершает восхождение и на вершине обменивает свою молодость на Торговца, чтобы найти сына. Клэр превращается в старуху.
В третьей книге Джонас и Гейб успешно добрались до общины изгоев и прожили там несколько лет. Гейбу около 15 лет, и он обладает способностью перемещаться, или переносить себя в сознание других людей. Гейб отчаянно хочет разобраться в своём прошлом и безуспешно пытается построить лодку, чтобы добраться до своей старой общины.
Гейб знает, что Клэр, будучи старой женщиной, наблюдала за ним в течение многих лет, но он не понимает, что она – его мать. Чувствуя приближение смерти, Клэр рассказывает Джонасу правду о своей истории и тут же заболевает. Джонас повторяет историю Гейбу, объясняя, что тот должен убить Торговца, чтобы спасти свою мать. Во время их схватки Гейб проникает в разум Торговца и понимает, что тот питается страданиями. Гейб объясняет все неудачи Торговца, и тот превращается в ничто. Книга заканчивается тем, что Клэр снова превращается в молодую женщину, а Гейб успешно возвращается после победы над Торговцем.
Хотя первая книга начинается в антиутопическом стиле «Дарителя», где современное общество угнетается тоталитарными лидерами, вторая и третья книги демонстрируют более фантастическую обстановку и технологические реверсии. Например, в первой книге тоталитарные лидеры используют современную науку и технологии для угнетения своей общины, в то время как эти проблематичные удобства не существуют ни в морской деревне во второй книге, ни в речной деревне изгоев в третьей книге. Аналогично, в книгах 2 и 3 также присутствует магия: персонажи обладают особыми способностями, как Гейб и Джонас, и существуют силы зла, с которыми эти персонажи должны бороться – в частности, Торговец.
Таким образом, места действия совершенно не похожи друг на друга, хотя теоретически они расположены относительно близко друг к другу географически. Перспектива также меняется на протяжении всего романа. В первых двух книгах повествование ведётся исключительно от точки зрения Клэр, ограниченной третьим лицом, в то время как в последней книге повествование ведётся от третьего лица, ограниченного перспективами Гейба, Джонаса и Клэр.
В этой книге рассматриваются многие важные вопросы, которые могут возникнуть в течение жизни человека, в том числе и понятие жертвенности. На протяжении всего романа героям приходится жертвовать различными аспектами себя или своего счастья. Иногда эти жертвы приносятся по приказу тоталитарных правительств, например, когда Гейба забирают у Клэр в начале первой книги. В этом случае становится ясно, что люди могут пожертвовать слишком многим ради мнимой безопасности своей общины, что заставляет Клэр усомниться в авторитете лидеров своей общины и в конечном итоге бежать.
Во второй книге Клэр жертвует своей личной безопасностью и молодостью, чтобы воссоединиться с Гейбом, а Гейб затем идёт на аналогичную жертву в плане личной безопасности, когда сражается с Торговцем, чтобы спасти и свою общину изгоев, и свою мать. Аналогичным образом, потеря продвигает повествование вперёд, поскольку каждое действие Клэр направлено на то, чтобы смягчить потерю сына. Потеря характеризуется как почти универсальный человеческий опыт, поскольку каждый персонаж теряет что-то или кого-то важного для себя, хотя, возможно, Клэр теряет больше всех: сначала сына, затем память и, наконец, молодость. Однако Лоури показывает, что с помощью поддерживающей общины некоторые из этих потерь могут быть нейтрализованы или даже обращены вспять. Только благодаря совместной работе и самопожертвованию ради блага других людей роман приходит к счастливому завершению.
- «Сын повелителя сирот» Адама Джонсона, краткое содержание
- «Герои Олимпа. Сын Нептуна» Рика Риордана, краткое содержание
- «Записки родного сына» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Сын революции» Лян Хэна и Джудит Шапиро, краткое содержание
- «Сын мафии» Гордона Кормана, краткое содержание
- «Родной сын» Ричарда Райта, краткое содержание
- Генеральным директором канала «Санкт-Петербург» стал сын Боярского
- Выставку отца и сына «Макаревичи» представила галерея «Роза Азора»
Комментирование недоступно Почему?