«Крестьянские восстания:
Барабанщик из Никлашаузена» Ричарда Вундерли, краткое содержание читать ~3 мин.
«Крестьянские восстания: Барабанщик из Никлашаузена» («Peasant Fires: The Drummer of Niklashausen») – это микроистория, предназначенная для широкой аудитории и опубликованная Ричардом Вундерли в 1992 году. Вундерли рассматривает дело Ганса Бехема (Бёма), немецкого крестьянина, который работал пастухом и был известен тем, что во время веселья бил в барабаны и пел народную музыку.
Весной и летом 1476 года Бехем утверждал, что у него были видения Девы Марии, которая велела ему призывать паломников идти к её святыне в церкви в деревне Никлашаузен. Там он читал проповеди, в которых пересказывал послание Богородицы: крестьяне Германии должны восстать против коррумпированных клерикалов и что наступает новый день социального равенства, когда элитные клерикалы и дворяне больше не будут контролировать и эксплуатировать землю, ресурсы и крестьянский труд.
Вундерли использует разнообразные (иногда скудные) средневековые первоисточники, то есть документы, созданные в тот период. Эти документы включают письма современников, записи городских советов и некоторые рассказы, написанные в течение десятилетий после казни Бехема, которые опираются на более ранние источники и сохранившиеся воспоминания. Многие из этих источников относятся к Бехему, его учению и последовавшим за ним паломникам предвзято, если не враждебно. Вундерли также опирается на антропологические исследования современных крестьянских культур, чтобы лучше понять прошлые практики.
Долгая и суровая зима 1476 года негативно сказалась на сельскохозяйственной экономике и жизни крестьян, которые и так боролись за выживание. Именно в этих условиях Хансу Бехему, крепостному и народному музыканту, явились видения Девы Марии. Хотя Бехем не оставил никаких свидетельств из первых рук о своём мистическом опыте, Вундерли использует существующие источники, чтобы реконструировать, каким мог быть опыт Бехема, и воссоздать проповеди, в которых он выступал против элиты, как светской, так и религиозной.
Крестьянские восстания не были редкостью в позднем Средневековье, и паломники, пришедшие в Никлашаузен, чтобы услышать послание Бехема, уже были готовы к беспорядкам. Сами священнослужители признавали коррупцию в церкви и необходимость реформ, но их усилия, примером которых был епископ Вюрцбурга Рудольф фон Шеренберг, сохраняли церковную иерархию, которую пытался разрушить Бехем.
Вундерли восстанавливает эту историю в восьми главах, сосредоточенных вокруг важных праздников католического литургического календаря. Эти праздники, времена года и праздничные дни являются важными точками в движении Бехема, потому что это были периоды, когда социальные нормы либо отменялись, либо укреплялись, подчёркивая антиклерикальное, антиэлитарное послание Бехема.
Хотя церковные власти казнили Бехема, он не сразу был забыт. Церковь, где он читал проповеди, стала священным местом для паломников, следовавших за ним, что в конечном итоге заставило архиепископа Майнца сравнять её с землёй. Однако в последующие годы сага о Никлашаузене все больше отдалялась от сознания людей, история становилась одновременно мифологизированной и историографически приниженной.
Спустя десятилетия церковь была перестроена, а к началу протестантской Реформации барабанщик казался ушедшей выдумкой, если не совсем исчез из памяти. История Бехема не является незначительной, поскольку она служит окном в сознание немецких крестьян позднего средневековья и предвосхищает критику Реформации против коррупции духовенства.
- «Полковнику никто не пишет» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Картинки Холлис Вудс» Патриции Рейли Гифф, краткое содержание
- «Ничего интересного» Кевина Уилсона, краткое содержание
- «Столпы земли» Кена Фоллетта, краткое содержание
- «Мальчик на деревянном ящике» Леона Лейсона, краткое содержание
- «(М)ученик» Серебренникова объявит войну клерикализму на Каннском фестивале
Комментирование недоступно Почему?