«Обряды весны: Великая война и рождение современной эпохи» Модриса Экштейнса, краткое содержание
Нехудожественная книга Модриса Экштейнса «Обряды весны: Великая война и рождение современной эпохи» взяла своё название от скандального русского балета 1913 года. Критики считали, что сложная атональная партитура балета, топающая хореография и изображение девственной жертвы насмехаются над классическими балетными традициями. Экстейнс – канадский историк и писатель – утверждает, что сопоставление насилия и творчества в балете перекликается с Первой мировой войной – «Великой войной» – и её последствиями.
Экстейнс фокусируется на довоенной Германии – «запоздалом» технологическом и культурном новаторе, который стремился бросить вызов неподвижному чемпиону мирового порядка XIX века – Великобритании. Вместо англо-французского почитания традиций, Германия стремилась к постоянным инновациям и аутентичности. В конечном итоге Первая мировая война произошла из-за конфликта между стремлением Великобритании и Франции сохранить старый мировой порядок и стремлением Германии изменить его.
Обе стороны с энтузиазмом вступили в войну, рассматривая это начинание как шанс встряхнуть ситуацию и доказать своё культурное и идеологическое превосходство. Однако, когда каждая сторона поняла, что ключом к победе является изматывание противника натиском траншейных атак, миф о победе в войне в решающем «нокаутирующем» сражении развеялся.
Экстейнс исследует мотивацию солдат и методы, использовавшиеся для поддержания морального духа, когда ежедневное существование в окопах превратилось в изъеденное вшами страдание. Он определяет, что если на немецкой стороне многими солдатами руководили идеология и вера в прогресс, то на стороне союзников чувство национального долга уступило место простому упорству и решимости довести дело до конца.
Послевоенное время привело к тому, что обе стороны почувствовали глубокое разочарование. Со стороны союзников солдаты, гражданские лица и художники отвергали довоенные идеалы и культурные достижения, из-за которых погибло так много молодых людей. С немецкой стороны многие считали, что Версальский договор, завершивший войну, был предательством со стороны их правительства. Это недовольство и стремление правых слоёв населения обвинить меньшинства в поражении Германии послужило благодатной почвой для националистических и антисемитских взглядов Адольфа Гитлера.
В заключение Экстейнс говорит о поражении гитлеровского режима в конце Второй мировой войны и вступлении Красной армии сталинской России в Берлин, подразумевая, что воинственный дух, продемонстрированный в «Обряде весны» и приведённый в движение Великой войной, сохранится.
- «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» Сьюзан Кейн, краткое содержание
- «Крест и дерево линчевания» Джеймса Коуна, краткое содержание
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
- «Преданный садовник» Джона ле Карре, краткое содержание
- «Крестики и Нолики» Мэлори Блэкман, краткое содержание
- «Шлёпая Шекспира» Джейка Визнера, краткое содержание
- «Мужчины учат меня жить» Ребекки Солнит, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?