«Калигула» Альбера Камю, краткое содержание читать ~5 мин.
«Калигула» – пьеса Альбера Камю, французского писателя и философа 20-го века. Камю известен своими романами «Гость», «Посторонний» и «Чума», он был удостоен Нобелевской премии в 1957 году. Он считается частью экзистенциалистской философской школы, хотя при жизни сопротивлялся этому ярлыку. Его литературное творчество стало важным вкладом в философские размышления об абсурде, в которые вписывается «Калигула».
«Калигулу» иногда классифицируют как раннее представление «Театра абсурда», движения европейских драматургов середины 20-го века. Эти драматурги исследовали идею о том, что жизнь по сути своей бессмысленна, что делает все человеческие оценки, такие как добро и зло, по сути своей нелепыми.
Камю написал раннюю версию «Калигулы» в виде трёхактной пьесы в конце 1930-х годов. Эта ранняя версия предназначалась для постановки Камю и его друзьями в их театре в Алжире, но обстоятельства помешали её выпуску. Когда Вторая мировая война охватила Европу, Камю вернулся к своей рукописи, отредактировал и расширил её. Стандартная версия пьесы была опубликована в 1944 году и представлена в Париже в следующем году. Пьеса «Калигула» неоднократно переиздавалась, ставилась на сцене и в кино, а также была поставлена в оперном варианте.
Пьеса посвящена истории Калигулы, печально известного римского императора первого века нашей эры, чья жестокость и развращённость определили его правление. Камю достоверно рассказывает историческую историю Калигулы, включая его убийство. Однако он интерпретирует действия императора не как психоз, а как логический эксперимент в абсурдистской философии, доведённый до крайности.
Калигула, обладающий всей огромной властью римского государства, решает использовать силу и свободу своего поста для достижения того, что он считает высшей истиной: ничто не вечно, и поэтому ничто не имеет значения – идея, которую иногда называют нигилизмом. В результате мы получаем рекорд капризной жестокости. Пьеса обнажает разрушения, присущие нигилистическому абсурдизму, несмотря на присущую ему логику.
Хотя Камю сопротивляется классификации «Калигулы» как «философской пьесы», в ней рассматриваются философские изыскания Камю, затрагивающие абсурдизм, нигилизм и экзистенциализм.
Пьеса рассказывает историю императора Калигулы с момента смерти его сестры и возлюбленной Друзиллы до его собственного убийства несколько лет спустя. Первый акт открывается тем, что некоторые патриции, римские дворяне, комментируют отсутствие императора после смерти Друзиллы. Калигула дал многим из них повод надеяться, что он будет мудрым и хорошим правителем в начальный период своего правления, но растёт беспокойство по поводу его психического здоровья. В конце концов Калигула появляется вновь, оборванный и грязный от скитаний. Он рассказывает одному из своих друзей, что пытался поймать луну, поставив перед собой цель осуществить невозможное.
Хотя временами поведение Калигулы кажется неустойчивым, он убеждён, что не испытывает психотических приступов. Он считает своё стремление к невозможному единственным решением проблемы абсурдности и бессмысленности жизни. Поскольку все умирают, а счастье неуловимо, ничто не имеет значения. Единственным спасением от бессмысленности жизни было бы разрушение ограничений реальности. Калигула выражает это стремление к невозможному, рассказывая о своих поисках луны и стремлении стать богом. Он решает использовать своё положение императора, чтобы разоблачить нелогичные ценности человеческих обычаев и культуры.
Если жизнь бессмысленна, то эти ценности – не более чем произвольные ограничения; Калигула считает, что истинную свободу можно обрести, только отказавшись от них. Поэтому он начинает разрушать привычные ценности римского патрицианского сословия. Например, он устанавливает произвольную систему казней знатных людей и присваивает их имущество в государственную казну.
К началу второго акта патриции пережили три года беспорядочной жестокости Калигулы. Некоторые из них начинают замышлять покушение, но другие советуют проявить осторожность. Простой народ Рима по-прежнему поддерживает императора. Один из персонажей – Херея – советует остальным подождать, пока жестокость Калигулы не окажет более широкого воздействия, когда ещё больше людей ополчится против него. Это даёт императору возможность довести свою философию до крайности. На собрании патрициев во втором акте Калигула заставляет одного человека смеяться над историей казни собственного сына, другого – схватить жену за изнасилование, третьего – выпить яд, и при этом издаёт указ о голоде в стране.
В третьем акте Калигула ведёт патрициев на богохульное религиозное представление, посягая на общепринятые представления, составляющие основу римского общества. Несколько персонажей пытаются предупредить его об угрозе заговора с целью убийства. Один из них даже предъявляет табличку с уликами против Хереи, который стал зачинщиком. Однако Калигула убеждён, что его судьба уже предрешена; он отбивается от каждого предупреждения, переводя разговор на абсурдные, не имеющие отношения к делу темы.
В конце концов он призывает Херею и обсуждает с ним свои философские принципы, после чего сообщает, что знает о заговоре Хереи. К удивлению Хереи, Калигула уничтожает улики и не предпринимает никаких попыток остановить заговор.
В заключительном акте Калигула приглашает патрициев на серию представлений. Они призваны показать абсурдную, бессмысленную природу реальности. По пути он продолжает жестоко издеваться над ними, неумолимо применяя свою логику, заставляя их лишаться своего состояния и жизни. В конце концов он отсылает всех прочь, кроме своей любовницы Цезонии, которая пытается его утешить. Однако к этому времени власть и нигилизм Калигулы становятся настолько всепоглощающими, что он убивает Цезонию.
Калигула произносит последнее паясничанье: Он размышляет о том, что не сумел воспользоваться невозможным, и понимает, что его стремление к свободе все время было ошибочным. Оно привело его к окончательной судьбе, от которой нет спасения, нет свободы для иного выбора. Заговорщики вбегают и наносят Калигуле удар в лицо, во главе с двумя из его ближайшего окружения. Император умирает, когда опускается занавес, но в последний момент он кричит, что остался жив.
Комментирование недоступно Почему?