«Трактат о принципах человеческого знания» Джорджа Беркли, краткое содержание читать ~5 мин.
Ирландский философ и англиканский епископ Джордж Беркли (1685-1753) написал «Трактат о принципах человеческого знания» в 1710 году. В этом коротком произведении Беркли излагает философию нематериализма – форму эмпиризма, утверждающую, что ничто не существует вне восприятия разумом.
Объекты, таким образом, являются не вещами, а идеями. Философия Беркли критикует философию современных эмпириков Джона Локка и Дэвида Юма, которые утверждали, что разум может воспринимать материальный мир абстрактно и что материя существует независимо от воспринимающего разума.
Согласно философии Беркли, вещь в материальном мире никогда не может быть понята в абстрактных терминах, потому что человек может ссылаться только на свои предварительные знания о воспринимаемой вещи. Эмпирики считают, что все знания приходят через сенсорный опыт, а Беркли продвигает эту идею ещё дальше, утверждая, что когда мы воспринимаем что-то, мы на самом деле воспринимаем наши собственные идеи об этом предмете.
В своём «Трактате» Беркли заменяет слово «вещь» словом «идея», чтобы чётко определить природу своего бытия. Он утверждает, что сначала человеческий разум ощущает нечто – приятный или неприятный запах предмета, его мягкую или колючую поверхность, большой или маленький размер, квадратную или круглую форму. Разум организует эти идеи привычным образом и воспринимает то, что узнает. Поскольку эти идеи существуют только тогда, когда они воспринимаются, утверждает Беркли, если бы разум не существовал для их восприятия, объекты – или идеи – также не существовали бы.
Сказать, что что-то существует, означает, что оно воспринимается каким-то разумом, будь то разум человека или Бога. Реальность не существует вне или отдельно от разума; скорее, все, что воспринимает разум, является результатом его собственных умственных размышлений.
Целью Беркли в «Трактате» является аргументация против скептицизма (философии сомнения) и атеизма (отрицания существования Бога), чтобы способствовать осознанию присутствия Бога и внушить большее благочестие по отношению к Нему. Беркли верит, что во Вселенной существует порядок: Дух-создатель, Бог, ответственен за наш мир и нашу способность воспринимать вещи.
Книга, написанная, когда Беркли было всего 25 лет, вызвала широкую дискуссию после публикации. Сейчас она считается одной из главных работ Беркли.
Трактат» разделён на 156 пронумерованных параграфов, которые я называю разделами. Чтобы избежать повторений, я объединяю краткое изложение и анализ этих разделов.
Беркли начинает «Введение» с размышлений о трудности достижения истины. Эта трудность обманчива: Наше желание и стремление к истине доказывают, что она находится в пределах нашей досягаемости. Сомнения и неопределённость» в философии вызваны «неправильным использованием» разума и языка, а не какой-то изначальной неясностью вещей. Именно эту ненужную, рукотворную неясность Беркли намерен развеять в «Трактате».
Сначала Беркли анализирует то, как разум воспринимает окружающие его вещи. Когда разум воспринимает объект, он воспринимает его различные качества и атрибуты. Хотя в реальности все эти качества существуют вместе, разум способен абстрагировать различные качества и рассматривать их по отдельности. Беркли утверждает, что разум не может абстрактно воспринимать такие понятия, как «цвет» или «человек». Вместо этого, когда он думает о «цвете», он думает о конкретном цвете, а когда он думает о «человеке», он думает о человеке с конкретными качествами.
Беркли приходит к выводу, что абстрактное мышление, хотя и является полезным инструментом философии, не отражает того, как обстоят дела на самом деле. К концу пространного Введения Беркли установил две основные темы своей книги: опасность абстрактного мышления и злоупотребление языком, которые создают ловушки в философии.
В самом начале книги («Часть 1») Беркли рассказывает о том, как мы воспринимаем окружающие нас вещи с помощью наших органов чувств, разума, памяти и воображения. Наши органы чувств помогают нам формировать представления об окружающем нас мире. В этом процессе есть два аспекта. Есть воспринимаемая вещь, и есть воспринимающий. Первое Беркли называет «идеей», а второе – «разумом», «духом» или «душой». По своей природе идея не может существовать без воспринимающего её разума.
В разделе 3 Беркли излагает свою максиму: «esse» есть «percipi»: существовать – значит быть воспринимаемым.
Духи активны и личностны, тогда как идеи пассивны и не имеют ни силы в себе, ни личности. Следовательно, это должен быть дух, который даёт нам наши идеи о вещах, которые мы воспринимаем, и этот дух – Бог. Вследствие этого Беркли в разделе 6 приходит к выводу, что материя как таковая не существует, кроме как в виде идеи в разуме.
Согласно Беркли, вера в независимое существование материи, связанная с приверженностью абстрактному мышлению, внесла путаницу и ошибки в современную философию, что привело к скептическому сомнению в реальности окружающего нас мира и способности человека познавать вещи. Если мы исключим существование материи из нашей философии, то многие проблемы будут решены, включая вопрос о взаимодействии тела и души, проблему зла и достоверность наших чувственных восприятий.
В разделах 34-84 Беркли отвечает на различные предполагаемые возражения, подчёркивая, как его теория, какой бы необычной она ни казалась, согласуется со здравым смыслом, наукой и христианством. В разделах с 85 по 156 Беркли завершает свой трактат, возвращаясь к вопросу о Боге как источнике всего сущего и конечной цели философского исследования, которая должна привести к религиозному благочестию в соответствии с заповедями христианского Евангелия.
- Обнаружен тайник с письмами Марка Твена
- Христианские традиции изображения чувств на выставке в Беркли
- «Книга Марджери Кемпе», краткое содержание
- «Опасные соседи» Лизы Джуэлл, краткое содержание
- «Загадочное ночное убийство собаки» Марка Хэддона, краткое содержание
- «Оруноко, или Царственный раб» Афры Бен, краткое содержание
- «Семья Романовых: убийство, мятеж и падение императорской России» Кэндис Флеминг, краткое содержание
- «Лжепринц» Дженнифер Нильсен, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?