«Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, краткое содержание читать ~5 мин.
«Кто боится Вирджинии Вульф?», премьера которой состоялась в 1962 году, стала первой полнометражной пьесой Эдварда Олби (1928-2016), одного из самых значительных американских драматургов XX века. В 1966 году пьеса была адаптирована в фильм, в котором снялись Элизабет Тейлор в роли Марты, Ричард Бартон в роли Джорджа, Джордж Сигал в роли Ника и Сэнди Деннис в роли Хани.
Работы Олби демонстрируют влияние театра абсурда и философии абсурдизма, хотя Олби сопротивлялся этому ярлыку в эссе 1962 года в «Нью-Йорк Таймс». Абсурдистский театр был свободным движением после Второй мировой войны, в котором драматурги боролись с постмодернистскими чувствами, особенно после Холокоста. Эти произведения отражают идеи, которые французский философ Альбер Камю предлагает в своём эссе «Миф о Сизифе» (1942). Камю сравнивает человеческое существование с древнегреческим мифом о Сизифе, который разгневал богов и должен вечно катить валун вверх по склону, который только бесконечно скатывается вниз. Камю утверждал, что жизнь бессмысленна; абсурд возникает в результате столкновения между этой истиной и врождённым отказом человечества принять её.
Стилистически «Кто боится Вирджинии Вульф?» особенно инновационна, поскольку Олби органично соединяет абсурдизм с условностями американского субъективного реализма, популяризированного такими драматургами, как Теннесси Уильямс и Артур Миллер. Другими словами, персонажи пьесы Олби одновременно реалистичны и абсурдны. Они танцуют на грани, пока невозможно определить, что должно казаться реальным, а что нет. Или, как объясняет Джордж, грань между иллюзией и правдой размыта, потому что различие не имеет значения.
В первом акте Джордж и Марта, супружеская пара средних лет, возвращаются домой пьяными и ругающимися в два часа ночи с университетской вечеринки, устроенной отцом Марты, президентом колледжа, в котором Джордж работает профессором. К ужасу Джорджа, Марта сообщает ему, что, несмотря на поздний час, она пригласила молодого нового профессора и его жену выпить ещё. Марта поёт Джорджу «Кто боится Вирджинии Вульф?», шутка, которая не кажется ему забавной, хотя Марта указывает, что он смеялся на вечеринке. Они обмениваются колкостями, и перед приходом гостей Джордж загадочно предупреждает Марту, чтобы она не вспоминала о ребёнке.
Ник, преподающий на кафедре биологии, и Хани чувствуют себя неловко из-за язвительных споров и игр Джорджа и Марты. Но напитки продолжают литься рекой, и Ник с Милой в конце концов оказываются втянутыми. Марта выходит из комнаты вместе с Милой, чтобы показать ей ванную и остальную часть дома. Джордж подначивает Ника и рассказывает, что Марта обижается на Джорджа за то, что он не был более успешным. Джордж обижается на Марту за то, что её отец сдерживал его карьеру.
Когда Милашка возвращается, Джордж в ярости узнаёт, что Марта сказала ей, что у них есть сын. Вскоре входит Марта, остановившись, чтобы переодеться в более сексуальное платье, что, как понимает Джордж, является сигналом к очередной игре. Марта начинает флиртовать с Ником. Милый, напившись, бежит в туалет, чтобы его вырвало.
Во втором акте Ник признаётся Джорджу, что женился на Милашке, потому что она была беременна, а у её семьи были деньги. Беременность Хани оказалась истерической беременностью. Джордж рассказывает Нику о своём друге, который в подростковом возрасте случайно убил свою мать из ружья, а через несколько лет случайно убил своего отца в автомобильной аварии. Джордж и Ник шутят о том, что Ник может сделать карьеру, переспав с жёнами важных преподавателей, например, с Мартой.
Марта и Хани возвращаются, и Марта с Джорджем спорят о своём сыне и о том, чья вина в том, что он никогда не приезжает. Марта рассказывает всем о романе, который её отец не разрешил Джорджу опубликовать. Джордж предлагает следующую игру – «Срази хозяйку», но решает, что время ещё не пришло и им лучше сыграть в «Достань гостей». Джордж описывает сюжет своей второй книги – подробности брака Ника и Хани. Милашка расстраивается и спешит уйти, Ник следует за ней. Когда он возвращается, Марта начинает соблазнять его, хотя Джордж отказывается. Марта уходит с Ником на кухню, чтобы продолжить соблазнение. Возвращается Милашка, Джордж говорит ей, что кто-то пришёл к двери и сообщил, что их сын мёртв. Милашка в ужасе, но Джордж приказывает ей не говорить Марте.
Акт III начинается с того, что Марта остаётся одна и разговаривает сама с собой, готовя очередной напиток. Входит Ник, и Марта жалуется на его неудовлетворительную сексуальную игру на кухне, подразумевая, что они, возможно, не завершили акт. Ник защищается, и Марта говорит ему, что единственный мужчина, который когда-либо делал её счастливой, – это Джордж, что Ник считает невероятным.
Марта решает, что Ник – её домашний мальчик, и приказывает ему открыть дверь, когда раздаётся звонок. Ник сопротивляется, но сдаётся и открывает дверь Джорджу с огромным букетом нарциссов. Ник протестует против того, что его назвали домоседом, но Джордж настаивает на том, что он домосед, если у него не было секса с Мартой. На мольбы Ника Марта говорит, что Ник не домосед, что разочаровывает Джорджа. Джордж объявляет, что они сыграют ещё в одну игру: «Bringing Up Baby». Остальные протестуют, но Джордж настаивает.
Возвращается Милашка и объявляет, что она решила, что ничего не помнит с вечера. Джордж говорит Марте, что их сын мёртв, повторяя историю об автокатастрофе, которую он рассказывал ранее. Марта кричит и плачет, говоря Джорджу, что он не может этого сделать, а Джордж отвечает, что он сделал это, потому что Марта нарушила единственное правило – не рассказывать о нём другим людям. Ник понимает, что их сын – воображаемый.
Наступает рассвет, и Ник с Милой возвращаются домой. Марта беспокоится о том, как они будут жить без своего ненастоящего сына. Джордж поёт: “Кто боится Вирджинии Вульф?”, и Марта признаётся, что боится.
- В областном драмтеатре Пензы поставили пьесу Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке»
- Пьесы Нины Садур и Эварда Олби в спектакле «Незабываемые знакомства»
- В спектакле «Кошки-мышки», ярославские зрители могут увидеть два финала
- «Колбаса/Фрагменты» в центре Мейерхольда
- Возвращение кинореликвий на фестивале «Белые столбы»
- Номинация на «Золотую маску» и новый режиссёр в Красноярском оперном
- Экскурсия по выставке «Боб Колбренер. Почему природа?»
- «Безумно богатые азиаты» Кевина Квана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?