«Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, краткое содержание читать ~5 мин.
Пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?», премьера которой состоялась в 1962 году, стала первым полнометражным произведением Эдварда Олби (Edward Franklin Albee III, 1928–2016) — одного из наиболее значительных американских драматургов XX века. В 1966 году пьеса была экранизирована; в фильме снялись Элизабет Тейлор в роли Марты, Ричард Бёртон в роли Джорджа, Джордж Сигал в роли Ника и Сэнди Деннис в роли Хани.
Название пьесы — это интеллектуальная шутка, пародирующая песню “Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?” («Кто боится большого злого волка?») из мультфильма студии Disney «Три поросёнка». Замена «большого злого волка» на имя известной писательницы-модернистки Вирджинии Вулф придаёт фразе новый смысл. В контексте пьесы она символизирует страх перед жизнью без иллюзий, страх столкновения с неприкрытой и часто болезненной реальностью.
В творчестве Олби заметно влияние театра абсурда и философии абсурдизма, хотя сам драматург не соглашался с этим определением в своём эссе для The New York Times в 1962 году. Абсурдизм как течение в театре сформировался после Второй мировой войны и отражал настроения авторов, осмыслявших травматический опыт эпохи. Эти произведения созвучны идеям, которые французский философ Альбер Камю изложил в эссе «Миф о Сизифе» (1942).

Камю сравнивает человеческое существование с древнегреческим мифом о Сизифе, обречённом вечно вкатывать на гору камень, который неизменно скатывается вниз. Философ утверждал, что жизнь лишена изначального смысла, а абсурд возникает из противоречия между осознанием этой бессмысленности и врождённым стремлением человека найти смысл.
Стилистически пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?» является новаторской, поскольку Олби органично соединяет элементы абсурдизма с традициями американского психологического реализма, развитого такими драматургами, как Теннесси Уильямс и Артур Миллер. Персонажи Олби одновременно и реалистичны, и абсурдны. Они балансируют на грани, где становится невозможно определить, что реально, а что — нет. Как объясняет Джордж, черта между иллюзией и правдой стирается, потому что само различие теряет значение.
Пьеса затрагивает несколько ключевых тем. Одна из центральных — крушение «американской мечты» и иллюзорность семейного благополучия. Джордж и Марта, представители академической элиты, оказываются запертыми в браке, полном взаимных упрёков и разочарований. Их словесные «игры» становятся способом убежать от пустоты и нереализованных амбиций. Через их историю Олби исследует разрушительную силу лжи и спасительную функцию вымысла в человеческих отношениях.
Действие пьесы происходит в одной локации — гостиной дома Джорджа и Марты, что создаёт клаустрофобическую атмосферу. Пьеса разделена на три акта, названия которых соответствуют жестоким играм персонажей: «Забавы и игры», «Вальпургиева ночь» и «Изгнание беса». Эта структура подчёркивает ритуальный характер происходящего, где герои проходят через катарсис, изгоняя свои главные иллюзии.
Сюжет
Акт I. «Забавы и игры»
Джордж и Марта, супружеская пара средних лет, возвращаются домой около двух часов ночи после вечеринки в университете. Отец Марты — президент колледжа, где Джордж работает профессором истории. К неудовольствию Джорджа, Марта сообщает, что пригласила в гости молодую пару. Она напевает мотив “Кто боится Вирджинии Вулф?”, который Джорджу не кажется смешным. Супруги обмениваются колкостями, и перед приходом гостей Джордж просит Марту не упоминать их сына.
Приходят гости — новый преподаватель биологии Ник и его жена Хани. Они чувствуют себя неловко из-за язвительных споров хозяев. Алкоголь льётся рекой, и молодая пара постепенно втягивается в происходящее. Когда женщины уходят, Джордж рассказывает Нику, что Марта недовольна его скромной карьерой, а он сам винит её отца в своих неудачах.
После возвращения женщин Джордж приходит в ярость, узнав, что Марта рассказала Хани об их сыне. Вскоре появляется и сама Марта, переодевшись в более откровенное платье. Она начинает открыто флиртовать с Ником. Сильно опьяневшей Хани становится плохо, и она убегает в ванную.
Акт II. «Вальпургиева ночь»
Оставшись наедине, Ник признаётся Джорджу, что женился на Хани из-за её мнимой беременности и денег её семьи. В ответ Джордж рассказывает историю о подростке, который сначала случайно застрелил мать, а спустя годы стал виновником автомобильной аварии, в которой погиб его отец. Мужчины цинично обсуждают, как Ник мог бы продвинуться по карьерной лестнице, соблазняя жён влиятельных коллег, включая Марту.
Когда женщины возвращаются, Марта и Джордж снова ссорятся из-за сына. Марта унижает мужа, рассказывая гостям о его неопубликованном автобиографическом романе. Джордж объявляет новую игру — «Достань гостей», в которой раскрывает подробности брака Ника и Хани. Расстроенная Хани убегает. Марта уводит Ника на кухню, а Джордж сообщает вернувшейся Хани, что получил телеграмму о смерти их с Мартой сына.
Акт III. «Изгнание беса»
Марта возвращается с кухни одна, жалуясь на сексуальную несостоятельность Ника. Она говорит ему, что единственный мужчина, который делал её счастливой, — это Джордж. Вскоре появляется и сам Джордж с букетом цветов. Он называет Ника «мальчиком на побегушках» и объявляет последнюю игру: «Воспитание ребёнка».
Джордж начинает рассказывать о сыне, но Марта постоянно его перебивает. В кульминационный момент Джордж сообщает, что их сын погиб в автокатастрофе, повторив историю, которую ранее рассказывал Нику. Марта впадает в истерику и кричит, что он не имеет права так поступать. Джордж отвечает, что вынужден был «убить» сына, потому что она нарушила их главное правило: никому о нём не рассказывать. Ник наконец осознаёт, что сын Джорджа и Марты был плодом их воображения.
Наступает рассвет. Ник и Хани уходят. Оставшись наедине, Марта спрашивает, как они теперь будут жить без своего вымышленного сына. Джордж тихо поёт: “Кто боится Вирджинии Вулф?”, и Марта впервые признаётся: “Я боюсь”.
- В областном драмтеатре Пензы поставили пьесу Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке»
- Пьесы Нины Садур и Эварда Олби в спектакле «Незабываемые знакомства»
- В спектакле «Кошки-мышки», ярославские зрители могут увидеть два финала
- «Колбаса/Фрагменты» в центре Мейерхольда
- Возвращение кинореликвий на фестивале «Белые столбы»
- «Безумно богатые азиаты» Кевина Квана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?