«Теогония» Гесиода читать ~2 мин.
«Теогония» – эпическая поэма архаического греческого поэта Гесиода. Это одновременно и теогония – рассказ о происхождении богов – и космогония – объяснение происхождения Вселенной. Длина «Теогонии» составляет чуть более тысячи строк, она относится к самым ранним из сохранившихся произведений греческой литературы, датируемых концом восьмого или началом седьмого века до нашей эры.
Жанр этой эпической поэмы определяется стилем (дактилический гекзаметр) и тематикой: Могучие деяния людей и богов и основание цивилизаций. То, что «Теогония» сосредоточена на восхвалении царя богов Зевса, побуждает к сравнению с аналогичными восхвалениями Зевса, включая «Гимн Зевсу» Клеанфа, написанный в третьем веке до нашей эры.
Греко-римский миф известен своей скользкостью; существует множество версий различных историй, и эти версии иногда противоречат друг другу. Тем не менее, Гесиод в своей «Теогонии» изложил миф о сотворении мира, оказав существенное и продолжительное влияние на греческую литературу и, в свою очередь, на западный канон в целом.
Трудно переоценить влияние произведений Гесиода на греческую культуру. Классический греческий историк Геродот утверждал в главе 53 книги 2 «Истории», что Гесиод вместе со своим грубым современником Гомером научил греков “происхождению богов, дал богам их имена, определил их сферы и функции, описал их внешние формы”.
«Теогония» – это сложный и расширенный генеалогический каталог древнейших богов и героев вселенной. В ней исследуется динамика власти между мужчинами и женщинами, в конечном итоге предполагается, что переход власти от мужчин к женщинам обеспечил стабильность и порядок во вселенной. Преемственность и царская власть также занимают важное место в этой истории сотворения мира, причём каждое поколение проходит путь от хаотичного насилия к мирной цивилизации.
Краткое содержание
Гесиод начинает свою поэму с длинного пролога из 115 строк. Он открывается традиционным для эпической поэзии обращением к Музам. Эти девять богинь искусств танцуют на фиолетовых лепестках вокруг алтаря своего отца Зевса, купаются в близлежащих источниках и поют на своей родной горе Геликон. Их песни воспевают греческий пантеон.
Далее Гесиод называет себя. По его словам, Музы научили его искусству стихосложения, когда он пас ягнят на их горе. Обращаясь к нему и другим пастухам как к “деревенщинам и животинам, бедным оправданиям пастухов”, Музы сказали ему: “Мы умеем говорить много правдоподобной лжи, но также, когда хотим, умеем говорить чистую правду”.
Комментирование недоступно Почему?