«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание читать ~4 мин.
«Утопия» (лат. Utopia), впервые опубликованная в 1516 году, — это произведение в жанре политической и социальной сатиры. Его автором был сэр Томас Мор (Sir Thomas More), английский юрист и лорд-канцлер при дворе короля Генриха VIII. Мор был казнён в 1535 году за отказ признать короля главой Церкви Англии, что было равносильно отрицанию верховенства Папы Римского.
В книге описывается вымышленное идеальное островное государство, давшее название произведению. Мор синтезирует элементы философских диалогов, подобных «Государству» Платона, и отчётов о путешествиях в Новый Свет, например, писем Америго Веспуччи, создавая основу для широкой дискуссии.
Сложная, многожанровая структура повествования позволяет Мору дистанцироваться от философских и политических позиций, изложенных в книге. Повествование переходит от вымышленных документальных свидетельств, таких как стихи и письма, к личным воспоминаниям Мора о встрече с главным рассказчиком.
Хотя повествование ведётся от первого лица самого Мора, который выступает и как персонаж, основной текст представляет собой запись рассказов путешественника по имени Рафаил Гитлодей. В оригинале его фамилия — Hythlodaeus, что с греческого можно перевести как «рассказчик небылиц» или «пустослов». Эта двусмысленность затрудняет однозначный ответ на вопрос, что именно является главным объектом сатиры Мора: коммунистические идеи, капиталистические и монархические порядки или и то, и другое. Двойственность произведения повлияла на его восприятие: «Утопию» трактовали и как осуждение, и как апологию коммунистических идей.
С течением времени книга приобрела огромное культурное значение. Название «Утопия» образовано Мором от греческих слов οὐ (не) и τόπος (место), то есть «несуществующее место». В этом названии также содержится каламбур, основанный на созвучии с εὖ (благо) и τόπος (место) — «благое место». От названия книги произошёл термин «утопизм», обозначающий веру в возможность создания идеального, но практически неосуществимого общества.
«Утопия» одновременно выражает мечту об идеальном обществе и критикует саму возможность воплощения такого проекта. Эпоха Великих географических открытий дала Мору возможность спроецировать своё воображаемое общество на далёкий остров, где решены проблемы зарождающейся в Европе меркантильной экономики, ориентированной на прибыль, а не на реальные человеческие нужды.
В книге практически отсутствует динамичный сюжет. Повествование развивается через обсуждение идей, а также описание социальных институтов и географии острова. Центральный конфликт — это интеллектуальный спор между персонажем Мором и Рафаилом о практической осуществимости и желательности общества, основанного на общности имущества.
Текст «Утопии» разделён на две книги, которые разительно отличаются по содержанию и тону. Первая книга представляет собой острую критику современного Мору английского и европейского общества. В диалоге между Мором, Эгидием и Гитлодеем обсуждаются такие проблемы, как несправедливость законов, смертная казнь за воровство, разорение крестьян из-за огораживаний и пагубное влияние частной собственности.
Во второй книге Гитлодей переходит к детальному описанию Утопии. Он рассказывает о её географии, городах, государственном устройстве, основанном на выборности должностных лиц, и шестичасовом рабочем дне. Особое внимание уделяется отсутствию денег, презрению к золоту, организации быта в общественных столовых и принципам веротерпимости. При этом в «идеальном» обществе существуют рабы, которыми становятся преступники и военнопленные, что добавляет ещё один слой к неоднозначности произведения.
Произведение начинается с подборки вымышленных документов, которые обрамляют повествование, представленное как запись реальных бесед. В их числе — утопический алфавит и переводы стихов, написанных на языке утопийцев. Эти стихотворения дают читателю первое представление о жизни и ценностях жителей Утопии. Одно стихотворение подчёркивает щедрость, скромность и открытость утопийцев новому. Другое провозглашает, что Утопия воплотила в жизнь то идеальное общество, о котором Платон лишь рассуждал в своём «Государстве».
В первой книге Мор и его друг Пётр Эгидий встречают португальского мореплавателя Рафаила Гитлодея. Путешественник излагает свои взгляды на острые социальные и политические проблемы Европы и предлагает пути их решения. Рафаил утверждает, что справедливое общество возможно лишь при полном упразднении частной собственности. Когда Мор выражает сомнение, Рафаил заявляет, что на острове Утопия подобный уклад жизни доведён до совершенства, и, узнав о нём подробнее, Мор непременно изменит своё мнение.
Вторая книга полностью посвящена подробному рассказу Рафаила об устройстве жизни в Утопии. Автор вкладывает в уста своего персонажа описание общества, основанного на общности имущества и коллективном труде. В финале персонаж Мор остаётся при своём мнении о практической неосуществимости коммунизма. Однако он признаёт, что многие порядки утопийцев могли бы принести пользу европейским государствам.
- Западноевропейский романтизм
- Фотовыставка Москва. Три утопии
- Алексей Логинов проведет экскурсию по выставке «Москва. Три утопии»
- Выставка «Степан Липгарт. Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 - 2017»
- Выставка «Бразилиа: от утопии к столице»
- «Боевой конь» Майкла Морпурго, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?