«О духе законов» Монтескьё, краткое содержание читать ~7 мин.
«Дух законов» (на русском книга публикуется под названием «О духе законов») – один из величайших документов эпохи Просвещения в области политической философии и сравнительного права. Написанная и исследованная бароном Монтескьё на протяжении десятилетий, «Дух законов» является кульминацией изучения гражданских, политических, географических, исторических и классических наук на протяжении всей жизни.
Опубликованный в 1748 году, защищённый в виде отдельного трактата в 1750 году и вновь обновлённый в 1757 году, «Дух законов» претерпел значительные изменения, прежде чем достиг своей окончательной формы. Это одновременно и продукт своего времени, и работа, оказавшая значительное влияние на западную политическую мысль в континентальной Европе и Америке.
Автор, Шарль-Луи де Секонда барон де Монтескьё (ныне известный просто как Монтескьё), был французским дворянином, который впервые приобрёл литературную славу после публикации «Персидских писем», остроумного рассказа о вымышленной переписке между двумя персами, наблюдающими за обычаями Европы XVIII века. Он получил юридическое образование и служил в Парламенте (апелляционном суде французской монархии) в качестве юриста и судьи, где более десяти лет курировал уголовные процессы.
Затем он отправился в длительную экспедицию за границу, останавливаясь в нескольких крупных европейских центрах. Во время этой поездки он пробыл в Англии два года и проникся большим восхищением к их политической системе, что нашло своё выражение в «Духе законов». Вернувшись во Францию, Монтескьё приступил к длительному политическому и культурному исследованию, которое в конечном итоге привело к написанию «De l’espirit des loix», или, по-русски, «Дух законов».
Первоначально опубликованный на французском языке, «Дух законов» получил первый перевод (на английский) в 1750 году. И всего год спустя Римско-католическая церковь внесла его в свой список запрещённых книг (возможно, из-за того, что трактат не наделял духовенство политической властью, косвенно утверждая отделение церкви от государства). В последующих поколениях работа Монтескьё стала чрезвычайно влиятельна в колониальной Америке. Томас Джефферсон даже перевёл комментарий к этой работе. «Дух Законов» – один из самых цитируемых текстов среди лидеров американской революционной войны и отцов-основателей Соединённых Штатов. Антифедерализм Джефферсона, в частности, был основан на описании Монтескьё республиканской добродетели. Монтескьё также является одним из первых теоретиков трёхкратного разделения властей и соответствующей системы сдержек и противовесов – доктрины, ставшей основой американской политической системы.
На русский трактат впервые был переведён Антиохом Кантемиром и Александром Радищевым, но эти переводы были утеряны. В 1775 году Василий Крамаренков опубликовал свой перевод под названием «О разуме законов».
«Дух законов» состоит из шести частей. Хотя все шесть частей обширны и подробны, часть 1 является наиболее влиятельной и богатой политической философией. В ней Монтескьё излагает ряд важных различий, используемых во всей остальной части трактата.
Монтескьё отмечает различные виды законов. Хотя существуют естественные и божественные законы, его интересует «позитивное» право, право, созданное людьми в гражданских обществах. Он также представляет теорию прав, основанную на принципиальном различии между правами наций, политическими и гражданскими правами:
Права наций – это права, которыми обладают нации при осуществлении своей власти на международном уровне; «политическое право» касается отношений правительства со своими гражданами; а «гражданское право» регулирует отношения граждан друг с другом. Прекрасно понимая, как часто эти права путают, автор приводит многочисленные примеры того, как эта путаница приводит к социальным бедствиям. «Дух законов» любой нации возникает из общей взаимосвязи между формами прав, поскольку они взаимодействуют с культурными ценностями, религиями, климатом, географией, добродетелями и пороками народа. Этот «дух», который является истинным предметом исследования Монтескьё, возникает из отношений законов со всем физическим и социальным миром народа. Именно этим духом, во всех его нюансах и особенностях, должно руководствоваться любое управление.
Для Монтескьё существует три основных типа правления, и он строит всю книгу вокруг этих трёх типов: республики (среди которых есть как демократии, так и аристократии), монархии и деспотические режимы. Хотя «дух» зависит от конкретного общества, эти три формы правления склоняются к одной из трёх всеобъемлющих духовных позиций, или принципов действия: Республикой управляет добродетель, монархией – честь, деспотическим режимом – страх. В каждом случае благоразумный законодатель (законодатели) будет укреплять этот принцип в гражданах. Добродетель республики, согласно Монтескьё, – это не моральная добродетель как таковая, а «политическая» добродетель. Поэтому, например, хорошая республика стремится к тому, чтобы граждане были активными и граждански настроенными.
Хотя эти три типа правления соответствуют духовным принципам, они одновременно определяются их буквальной политической инфраструктурой. Каждый из них может быть идентифицирован по двум определяющим признакам: сколько людей управляют государством и соблюдают ли они при этом верховенство закона.
Республики самоуправляются множеством людей и обеспечивают более или менее равное верховенство закона. Республики демократичны, когда все управляющие субъекты являются гражданами; они аристократичны, когда суверенитет принадлежит лишь части населения. Монархия подразумевает правление одного человека в соответствии с установленным законом. Деспотизм – это правление того, кто не связан законом.
Любимым примером республики для Монтескьё является Рим. Монтескьё часто приводит в пример Францию как мощную, функциональную монархию. Азиатские страны, особенно Япония и Китай, часто упоминаются как деспотические.
Монтескьё пишет в пользу «умеренных правительств», или социальных режимов, которые устанавливают политическую свободу. Для Монтескьё политическая свобода не означает свободу действовать так, как хочется; скорее, свобода – это свобода действовать добродетельно. Республика – это форма правления, наиболее полно отвечающая политической свободе. Именно в этом контексте Монтескьё строит свою трёхстороннюю теорию умеренного правления.
Эта теория основывается на разделении трёх ветвей власти: “законодательная власть, исполнительная власть над тем, что зависит от права наций, и исполнительная власть над тем, что зависит от гражданских прав”. Эти три власти должны находиться в трёх отдельных ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Право издавать законы предоставлено законодательной власти. На международном уровне этот закон исполняется исполнительной властью, которая действует в соответствии с «правом наций». Уголовное и гражданское право исполняется судебной властью.
В оставшейся части трактата анализируются современные и классические правительства разных стран мира (прежде всего Европы и Азии). По мнению Монтескьё, нравы цивилизации в огромной степени влияют на характер правительства. Нравы включают обычаи и социальную практику, которые определяют образ жизни. Нравы мотивируют поведение и психологию политических субъектов и способствуют формированию общего духа народа, которому должен соответствовать дух законов. Социальные нравы и позитивное право находятся во взаимной причинно-следственной связи: Хорошие законы работают в тандеме с сильными нравами, укрепляя дух народа, который затем пишет ещё больше хороших законов.
На нравы и законы также влияют многочисленные условные факторы, некоторые из которых Монтескьё подробно рассматривает. Например, Монтескьё постоянно ссылается на региональный климат и географию для объяснения различий в человеческих характеристиках, утверждая, что тёплый климат делает людей более ленивыми и т.д. Другие факторы включают географию, историю, региональное соперничество и религиозные институты. По мнению Монтескьё, «общий дух» народа складывается из этого стечения влияний.
Определение разумного управления в значительной степени связано с этим общим духом и требует строгого внимания ко всем этим деталям. Хотя Монтескьё считает деспотические режимы отвратительными, он не утверждает, что деспотизм не должен существовать; учитывая особый дух и масштабы режима, даже деспот имеет своё место.
Хотя многие аспекты его работы оказались передовыми, Монтескьё не был застрахован от многих расовых и патриархальных предрассудков своей среды и своего времени. Как и многие философы эпохи Просвещения, он верил во всеобщее равенство людей, и в большинстве случаев он решительно выступал против рабства по этой причине; в части 3 он представляет знаменитую язвительную сатиру на популярные оправдания рабства. Тем не менее, он утверждает, что есть некоторые ситуации, в которых рабство может быть «более терпимым», чем в других – например, в деспотическом государстве, где граждане уже находятся в политическом рабстве у деспота, и поэтому гражданское рабство в таких условиях якобы будет менее невыносимым.
Кроме того, он полагает, что жители стран с более тёплым климатом (явно южнее Европы) имеют более низкий характер из-за смягчающего влияния тёплого климата. Его позиция также решительно патриархальна и, иногда, откровенно женоненавистническая. Многие из этих мнений появляются только в поздних частях книги, а большинство наиболее влиятельных и философских идей Монтескьё изложены в предыдущих частях.
- «Персидские письма» Монтескье, краткое содержание
- «Под сетью» Айрис Мёрдок, краткое содержание
- «Эти бурные чувства» Хлои Гонг, краткое содержание
- «Искупление» Иэна Макьюэна, краткое содержание
- «Великолепная Гилли Хопкинс» Кэтрин Патерсон, краткое содержание
- «Уравнение родственной души» Кристины Лорен, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?