«Когда Китай правил морями» Луизы Леватес, краткое содержание читать ~3 мин.
«Когда Китай правил морями: сокровищный флот Драконьего трона, 1405-1433» – это нехудожественная книга Луизы Леватес, опубликованная в 1994 году. В повествовании, которое предшествовало плаваниям Христофора Колумба, Леватес рассматривает трехдесятилетний период в начале XV века, когда Китай совершил семь крупных морских путешествий.
Леватес получила степень магистра журналистики в Колумбийском университете и в течение десяти лет работала штатным писателем в National Geographic. В 1990 году она была приглашённым учёным в Центре китайских и американских исследований имени Джона Хопкинса при Нанкинском университете в Китае. Книга «Когда Китай правил морями» была признана «Нью-Йорк Таймс» лучшей книгой 1994 года.
В центре внимания книги – период истории Китая во времена династии Мин, когда морские путешествия достигли своего расцвета. Автор предваряет это несколькими главами, в которых говорится о развитии традиции мореплавания с самого начала китайской истории. Она приводит доказательства того, что Китай, вероятно, посетил Америку задолго до европейцев и распространил свои знания о строительстве лодок и навигации по всему Тихому океану. Кульминацией этого стали плавания так называемого «флота сокровищ» в начале 15 века.
В главах 4-10, основной части книги, подробно рассказывается о том, как это происходило при третьем правителе династии Мин – Чжу Ди. Прозванный императором Юнлэ, Чжу Ди хотел посетить все подвластные ему области, чтобы вести торговлю и показать миру величие «Срединного царства», как называли себя китайцы. Его командиром в этих путешествиях был адмирал Чжэн Хэ, близкий личный помощник и евнух. Чжэн умело налаживал торговые сети, вёл дипломатию с государствами, входившими в сферу влияния Китая, и при необходимости возглавлял успешные военные кампании.
Флот сокровищ состоял из самых больших деревянных кораблей в истории, хотя их точные размеры вызывают споры. Скорее всего, их длина составляла около 400 футов, а ширина – 160 футов. Известные как «корабли сокровищ», они были показательными судами флота. Их сопровождали другие суда разного размера, которые перевозили припасы, цистерны с водой, лошадей, солдат и прочее. Самые крупные экспедиции включали более трёхсот кораблей и более 27 000 человек.
С 1405 по 1433 год было совершено семь путешествий с регулярными остановками во Вьетнаме и Таиланде, на островах Индонезии, в различных городах Индии, а также в более отдалённых местах, таких как Ормузский пролив, Аден и восточное побережье Африки. Большинство пунктов назначения были данническими государствами, которые посылали в Китай эмиссаров для передачи подарков императору и ведения торговли. После смерти императора Юнлэ в 1424 году его преемник приказал совершить только одно плавание.
Под влиянием возрождения конфуцианства Китай обратился внутрь страны, прекратив свои заморские экспедиции и утратив знания и технологии, необходимые для таких путешествий. Это было вызвано конкурирующими политическими взглядами на то, как управлять Китаем, экономическим упадком и распрями вокруг северных и западных границ империи, которые требовали военных действий. В результате европейские страны догнали и превзошли Китай в мореплавании и технологиях.
Комментирование недоступно Почему?