«Утилитаризм» Джона Стюарта Милля, краткое содержание читать ~3 мин.
«Утилитаризм» – это философское эссе, написанное английским философом Джоном Стюартом Миллем в 1863 году. В этом длинном эссе Милль пытается дать определение моральной философии утилитаризма, которая первоначально была разработана философом Джереми Бентамом. Как философия, утилитаризм утверждает, что стремление к счастью лежит в основе всех моральных соображений.
В своём эссе Милль расширил философские идеи, первоначально предложенные Бентамом, и попытался ответить на распространённые критические замечания или неправильное понимание утилитаризма. Этот обзор следует версии «Утилитаризма», собранной в издании 2015 года антологии трудов Милля под названием «О свободе, утилитаризме и других эссе», выпущенной издательством Оксфордского университета. Эссе «Утилитаризм» разделено на пять глав.
В первой главе Милль описывает некоторые общие вопросы, которые волнуют любого философа-моралиста. Милль считает, что область моральной философии не получила значительного развития со времён древнегреческих философов; общие и первые принципы, на которых основывается мораль, остаются неизвестными.
Большинство философов морали до Милля принадлежали к двум различным школам мысли относительно этики: интуитивной этике и индуктивной этике; эти школы мысли расходятся в вопросе о том, присуща ли мораль человеческой природе или она познаётся через опыт. Хотя обе этические школы согласны с тем, что мораль должна основываться на фундаментальных принципах, ни одна из них не смогла определить, что это за принципы. «Утилитаризм» заполняет этот пробел, утверждая, что все моральные вопросы основаны на том, что Милль называет принципом полезности, согласно которому мораль основана на желании увеличить счастье (или удовольствие) и избежать боли.
Глава 2 посвящена значению утилитаризма и принципа полезности. На протяжении всей главы Милль отвечает на ряд распространённых заблуждений об утилитаризме. Милль объясняет, что утилитаризм стремится увеличить удовольствие в жизни людей, а не избежать или предотвратить его. Милль также уточняет определение удовольствия; он имеет в виду не удовольствие в виде удовлетворения животных желаний, а высшие формы удовольствия, которые способны оценить только люди. Милль также объясняет, что принцип полезности касается не столько действий, которые улучшают индивидуальное счастье, сколько действий, которые улучшают общее счастье общества в целом.
В главе 3 Милль описывает санкцию, с помощью которой общество обязано следовать идеям утилитаризма. Милль утверждает, что санкцией для любой моральной философии, включая утилитаризм, является совесть человека, которая вызывает чувство боли или угрызения совести всякий раз, когда человек совершает действия, нарушающие моральный кодекс. Однако утилитаризм имеет особую санкцию благодаря своей связи с естественной склонностью человечества к социальному существованию. Поскольку людям присуще стремление быть частью общества, они склонны следовать кодексу утилитаризма, поскольку их социальные желания заставляют их стремиться к улучшению общества в целом.
Глава 4 содержит изложение Миллем того, что, по его мнению, является доказательством утилитаризма. Милль утверждает, что невозможно доказать, что счастье желательно, кроме того факта, что опыт показывает, что люди стремятся увеличить своё счастье. Для Милля этот факт свидетельствует о том, что целью действий человека является его собственное счастье или удовольствие, что, по его мнению, доказывает принцип утилитаризма.
В последней главе «Утилитаризма» рассматривается связь между полезностью и справедливостью. Милль отмечает, что многие люди считают основой нравственности стремление к справедливости, а не желание счастья или удовольствия. На протяжении всей этой главы Милль пытается доказать, что стремление к справедливости является подкатегорией стремления к счастью.
Милль исследует идеал справедливости, который, по его мнению, является чувством, связанным с законными правами людей; понятие справедливости включает в себя законы, которые существуют, и законы, которые должны существовать. Милль утверждает, что справедливость – это чувство, основанное на животном инстинкте самосохранения человека, и этот инстинкт распространяется на целые сообщества благодаря сочувственной природе человечества. Таким образом, Милль утверждает, что справедливость аналогична принципу полезности, поскольку в конечном счёте она заботится о счастье и благе общества в целом.
Комментирование недоступно Почему?