«Состояние человека» Ханны Арендт, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга «Состояние человека» (в первом переводе на русский язык книга называлась «Vita activa, или О деятельной жизни»), написанная Ханной Арендт и первоначально опубликованная в 1958 году, представляет собой политическую и философскую нон-фикшн работу. Арендт, немецко-американский философ и политический теоретик, разделяет центральную тему книги, «vita activa», на три отдельные функции: труд, работа и действие. Ее анализ этих трёх концепций составляет философское ядро книги. Остальная часть книги имеет исторический подход.
Часть 1 служит введением в аргументацию Арендт. Она даёт предварительные определения труда, работы и действия, а также разъясняет своё понятие человеческого состояния как преобладающих, но отнюдь не абсолютных характеристик нашего существования. В качестве примера условий человеческого существования она приводит такие понятия, как естественность (рождение), смертность, мир, множественность и земля. Каждое из них тесно связано с одной из модальностей «vita activa».
Философы обычно понимают «vita activa» в противопоставлении с созерцательной жизнью, или «vita contemplative», рассматривая последнюю как высшую деятельность человечества. Акцентируя внимание на «vita activa», Арендт реконструирует забытый аспект человеческой жизни.
На примере древнегреческого города-государства в части 2 Арендт рассматривает общественную и частную сферы. В городе-государстве частная сфера находилась в домашнем хозяйстве и касалась задач биологической необходимости для человеческого рода. Напротив, публичная сфера была пространством для реализации политической свободы между равными гражданами. Появление социальной сферы нарушило границы между публичным и частным, и труд вошёл в публичную сферу. После этого трудовая деятельность стала играть все более заметную роль, а политика навсегда изменилась. Именно это отличает современный мир от античности.
Как подробно описано в части 3, труд связан с задачами, которые поддерживают наше существование как животных, или «animal laborans» (трудящееся животное). Труд – это также то, что общество возвышает. Арендт критикует нескольких влиятельных современных политических философов – Джона Локка, Адама Смита и Карла Маркса – за неправильное понимание труда и общества. Общество рассматривает человека как работника и потребителя и игнорирует другие аспекты «vita activa».
Часть 4 посвящена понятию труда, которое связано с таким состоянием человека, как мирское. Под этим подразумевается «мир вещей», созданный человеческими руками посредством труда, например, строительство стульев, кроватей и зданий. Арендт использует латинское выражение «homo faber» (человек – творец) в противоположность «животному труду». По мнению Арендт, без этого различия человечество сводится к животным, привязанным к биологическим процессам, которые просто поддерживают жизнь (труд), не создавая мир (работа).
В части 5 рассматривается действие. Условием действия является множественность, тот факт, что человеческие существа являются равными и в то же время различными личностями. Для Арендт действие включает в себя как поступки или дела, так и речь. Как и действие, речь раскрывает другим специфику своего агента. Действие – это то, что делает нас людьми, даже в большей степени, чем работа.
В отличие от современного общества, древнегреческий «полис» (использующий рабский труд) допускал общественную сферу чистого действия, отличную от требований труда и работы. Древнегреческий гражданин представал перед многочисленной общиной через замечательные слова и поступки. Однако даже у таких древнегреческих философов, как Платон и Аристотель, радикальная спонтанность истинного действия могла вызвать подозрение. По мнению Арендт, действие безгранично, непредсказуемо и необратимо; как таковое, оно всегда будет превосходить попытки рационального контроля или предсказуемости. Современный мир погребает каждого из нас под неустанным циклом производства и потребления, в котором конформизм ценится превыше всего.
Часть 6, заключительная часть книги, исследует современную мысль и архимедову точку познания, некогда гипотетический научный идеал, который представлял мир как взгляд из космической, внешней перспективы. Арендт утверждает, что открытие Галилеем телескопа доказывает, что наука требует вмешательства человеческого инструмента для достижения объективного знания о Вселенной. В результате происходит разрыв между разумом и миром, или мышлением и бытием, – явление, которое Арендт называет «отчуждением мира» и «отчуждением земли».
Проследив духовные последствия Архимедовой точки на примере философии Рене Декарта, Арендт рассматривает, как она повлияла на «vita activa». Арендт утверждает, что восхождение «животного труда» определяет наше нынешнее состояние. Работа, действие и «vita contemplativa» в результате пострадали. Арендт пессимистично оценивает состояние современного человека, но она завершает книгу несколькими обнадёживающими комментариями о силе мышления для преодоления нашего затруднительного положения.
- «Истоки тоталитаризма» Ханны Арендт, краткое содержание
- «Метисы» Дэнзи Сенны, краткое содержание
- «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Квартира в Париже» Люси Фоули, краткое содержание
- «Одеяла» Крейга Томпсона, краткое содержание
- «Какой странный рай» Омара Эль Аккада, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?