«Уникальный человек:
Иной взгляд на аутизм» Барри Призанта, краткое содержание читать ~4 мин.
«Уникальный человек: A Different Way of Seeing Autism» (2015) – нехудожественная работа Барри М. Призанта, написанная в соавторстве с Томом Филдс-Майером. Основываясь на своих многолетних исследованиях в качестве клинициста и исследователя (включая разработку модели SCERTS для обучения аутичных детей социальной коммуникации), Призант утверждает, что традиционные подходы к детям с аутизмом не только неэффективны, но и вредны.
Вместо того, чтобы пытаться подавить «симптомы» аутизма, Призант предлагает врачам, родителям и учителям исследовать эти формы поведения, чтобы выявить их глубинные эмоциональные причины. В конечном счёте, Призант выступает за то, чтобы изменить отношение к аутизму: “Аутизм – это не болезнь, это другой способ быть человеком”.
Книга «Уникальный человек» была названа рецензентами «действительно влиятельной, необходимой книгой» («Kirkus Reviews»). Книга состоит из двух частей. В первой части, «Понимание аутизма», критикуются существующие модели аутизма и «аутистического поведения», а вместо них предлагается ряд идей об опыте людей с аутизмом, основанных на примерах из жизни детей, комментариях взрослых аутистов и неврологии. Во второй части, «Жизнь с аутизмом», приводятся практические стратегии для родителей и других лиц, ухаживающих за детьми с аутизмом, основанные на идеях, изложенных в первой части.
Призант начинает с описания состояния дел в сфере образования детей с аутизмом. Он утверждает, что в этой области существует острая нехватка регулирования: в то время как психологи и поведенческие аналитики должны соответствовать требованиям лицензирования, нет профессионального органа, проверяющего работу этих специалистов с детьми с аутизмом или следящего за тем, чтобы знания специалистов обновлялись по мере появления новых представлений о спектре. Из-за этой ситуации, считает Призант, многие специалисты неосознанно наносят вред тем самым людям, которым они пытаются помочь.
Традиционный подход к пониманию и лечению аутизма, по его мнению, может нанести вред благополучию людей с аутизмом. Согласно традиционному взгляду, аутизм понимается как перечень «недостатков», обычно включающий проблемы с социальной коммуникацией, трудности с сенсорной стимуляцией и повторяющееся поведение.
Из этого понимания возник клинический подход, который заключается в попытке избавить детей с аутизмом от их «симптомов», чтобы «нормализовать» их. Однако, по мнению Призанта, большинство этих «симптомов» на самом деле являются стратегиями преодоления трудностей, вызванных аутизмом. Лишение детей этих стратегий может только привести к их дальнейшим страданиям. Более того, многие из этих «симптомов» могут стать эффективными инструментами для обучения, если их правильно понять.
Призант утверждает, что вместо того, чтобы пытаться обуздать это поведение, родители и педагоги должны играть в детектива, искать причины «аутичного» поведения, чтобы устранить источники дистресса. В то же время родителям и педагогам следует сосредоточиться на развитии сильных сторон и природных способностей ребёнка с аутизмом, а не концентрироваться на мнимых проблемах. Он предлагает ряд примеров из собственной практики, чтобы показать, что такой подход даёт отличные результаты, позволяя детям с аутизмом стать взрослыми, которые работают, общаются и наслаждаются своей жизнью.
Призант предлагает анализ основных причин некоторых наиболее распространённых форм поведения аутичных детей, опровергая традиционные подходы. Он утверждает, что там, где аутизм рассматривался как умственная отсталость, приводящая к снижению способности к пониманию, он утверждает, что его правильнее называть «инвалидностью доверия». Он утверждает, что дети с аутизмом не могут понять, что им говорят: скорее, их смущают заявления, содержащие неправду или упускающие информацию, которая кажется жизненно важной. Это неврологическое различие, и «непонимание» возникает, когда взрослые не могут его распознать.
Аналогичным образом, «базовая неврология» аутизма ответственна за «дисрегуляцию» – изучаемые многими трудности, с которыми сталкиваются люди с аутизмом в регулировании своих эмоциональных реакций. Призант утверждает, что люди с аутизмом «необычайно уязвимы» к эмоциональным проблемам, и многие формы поведения, которые считаются «симптомами» аутизма, на самом деле являются попытками детей с аутизмом справиться с такими проблемами, как сенсорное перевозбуждение или разочарование от неспособности общаться.
Навязчивые разговоры, которые часто рассматриваются как симптом, с которым нужно бороться, следует приветствовать как попытку общения и использовать в качестве основы для образовательных подходов. Он описывает несколько примеров, когда навязчивые темы ребёнка с аутизмом использовались для структурирования его обучения. В вопросе социальной коммуникации Призант снова предлагает новый взгляд, утверждая, что социальный язык для детей с аутизмом – это что-то вроде иностранного языка. Нейротипичные люди свободно владеют первым языком социальной коммуникации, но детям с аутизмом это даётся с гораздо большим трудом.
Призант приходит к выводу, что ключ к помощи детям с аутизмом обманчиво прост: задавайте вопросы, внимательно слушайте и, прежде всего, сопереживайте.
- «Кость» Джеффа Смита, краткое содержание
- «Мы не свободны» Трейси Чи, краткое содержание
- «Клуб убийц по четвергам» Ричарда Османа, краткое содержание
- «Между Риверсайд и Крейзи» Стивена Адли Гиргиса, краткое содержание
- «Сумерки демократии: Соблазнительная приманка авторитаризма» Энн Эпплбаум, краткое содержание
- Художники с аутизмом и другими особенностями развития создали коллекцию сувениров для Пушкинского музея
Комментирование недоступно Почему?