Символизм в поэме Александра Блока «Двенадцать» читать ~7 мин.
Александр Блок, один из ярчайших представителей русского символизма, в своей поэме «Двенадцать» (1918) создал произведение, насыщенное глубокими символическими образами, отражающими революционные события и философские размышления о судьбе России. В этом произведении Блок мастерски сочетает традиционные символистские мотивы с новыми, отражающими реалии революционного времени.
Поэма является важным произведением русской литературы начала XX века, которое отражает дух эпохи революции. В ней переплетаются различные культурные, исторические и философские мотивы, но одним из самых ярких аспектов является символизм. Это не просто литературный приём, а глубоко философский инструмент, с помощью которого Блок обращается к вопросам судьбы России, человеческой души и исторических перемен. Для того чтобы понять, как символизм влияет на восприятие поэмы, нужно обратить внимание на то, как символы создают атмосферу, поддерживают основные идеи и отражают философию самого автора.
Политическая и социальная символика
«Двенадцать» написана в разгар революции, и один из наиболее очевидных символов, с которым сталкиваются читатели, — это образ двенадцати солдат. Они не просто участники революции, а, скорее, её олицетворение. Каждый из солдат символизирует различные стороны нового, разрушительного порядка, появившегося на обломках старой России. Эти солдаты идут по Санкт-Петербургу, который в их восприятии перестаёт быть городом царской России, а становится ареной кровавых событий.
Блок не изображает революцию как чисто политическое явление, не даёт простого ответа на вопрос, кто «добрый», а кто «злой». Напротив, в его поэме революция представляется как хаотичный процесс, в котором моральные ориентиры сжимаются и теряют свою значимость. Солдаты, которые олицетворяют революцию, одновременно испытывают чувство отчаяния, безумия и необходимости, а их движения напоминают не столько поступки людей, сколько слепую силу, уничтожающую все на своём пути. Это отражение настроений эпохи, когда все знакомые устои и понятия рушились.
Роль «Нового Мессии» в поэме
Ещё одним важным символом является фигура Иисуса Христа, которая появляется в финале поэмы. Она становится в контексте революции символом не только спасения, но и жестокости. Блок демонстрирует, как религиозные символы и идеи могут быть переосмыслены и перенаправлены в новые исторические и культурные контексты. Характерно, что Христос здесь не является символом мира и любви, как в традиционном христианстве, а предстаёт как жестокий мессия, восседающий на белом коне и обуреваемый гневом, готовый совершить суд над человечеством.
Этот образ в контексте символизма приобретает особую значимость. В нём одновременно соединяются религиозный мотив спасения и идея о том, что революция и кровопролитие могут привести к спасению через очищение. Блок использует образ Христа для того, чтобы показать, что революция, хоть и связана с огромными жертвами и страданиями, является неотъемлемой частью исторического процесса, который в конечном итоге приведёт к возрождению, пусть даже через катастрофу.
Символизм цвета и природы
Не менее важным является использование цветовых символов в поэме. Внешний мир в произведении Блока часто изображается с помощью сильных контрастов, ярких и насыщенных цветов. Например, красный цвет, ассоциирующийся с кровью, революцией и насилием, занимает центральное место в восприятии мира, который предстаёт перед героями. Он становится не только метафорой физического насилия, но и символом разрушения старого мира, старых норм и порядков.
Цвет играет также важную роль в эмоциональном восприятии стихотворных картин. Он служит для передачи ощущений, создавая атмосферу апокалипсиса и тревоги. Например, «красный свет» на небесах в одном из эпизодов — это не просто образ разрушения, но и символ потери надежды. Этот цвет также часто ассоциируется с активностью, энергией и движением, что перекликается с революционной атмосферой, царящей в стране.
Кроме того, природа в поэме тоже становится символом. Взаимосвязь человека и окружающего мира отображает не только физическое, но и духовное состояние общества. Зимняя ночь, обледенелые улицы и «метель» — это символы непогоды и хаоса, которые царят не только в мире, но и в сознании людей. Этот образ метели также символизирует бессмысленность происходящих событий и беспорядок, который они несут с собой. С другой стороны, метель может быть истолкована как символ очищения и нового начала, к которому приходит Россия после разрушительных событий революции.
Идея судьбы и вечного поиска
Блок также использует символизм для выражения философской мысли о судьбе России и судьбе человека. По его мнению, революция — это не только внешние изменения, но и внутренняя трансформация человека, его переход через порог, за которым начинается новый мир. Солдаты, которые следуют за Христом, проходят путь не просто как участники исторического события, но как символы человеческой души, стремящейся к истине, но одновременно борющейся с собственными демонами.
Процесс очищения, который происходил с душами людей на фоне революции, символизирует собой вечную борьбу добра и зла, внутреннего и внешнего, личного и коллективного. «Двенадцать» Блока обращается к извечному вопросу, что такое судьба, как она может изменить человека и общество, и в какой момент этот процесс становится необратимым.
Эмоциональный аспект символизма
Немалую роль в символизме поэмы играет эмоциональный фон, созданный Блоком для передачи его философских идей. Использование тревожных, апокалиптических образов, ярких цветовых контрастов и исторических символов вызывает у читателя сильные переживания и заставляет задуматься о судьбе не только отдельного человека, но и всего народа. Через образ двенадцати солдат, связанных с судьбой России, поэт открывает перед нами жестокую реальность, в которой каждый шаг в сторону революции — это шаг в неизвестность, в тёмные бездны человеческой души.
Но в то же время символизм Блока даёт возможность не только увидеть эту мрачную картину, но и почувствовать в ней какую-то тайну. Поэма становится не просто изображением исторической реальности, но и важным философским размышлением о том, что составляет основу человеческого существования: борьба, страдание, надежда и вера.
Влияние на русскую литературу
Символизм Блока в «Двенадцати» стал не только революционным в литературном плане, но и предвестником тех изменений, которые произойдут в русской поэзии после революции 1917 года. Поэма открывает новые горизонты в осмыслении роли литературы в обществе, её отношения к политическим и историческим процессам. Блок преодолевает традиционные формы поэтического выражения, чтобы передать сложность и многозначность происходящих событий, превращая свою поэму в символическое полотно, в котором каждый элемент имеет несколько слоёв смысла.
Цвета как символы: чёрный, красный и белый
В поэме Блок использует цвета как мощные символы, противопоставляя их друг другу:
- Чёрный: символизирует хаос, тьму и разрушение старого мира.
- Красный: ассоциируется с революцией, кровью и огнём, олицетворяя силу и страсть нового порядка.
- Белый: символизирует надежду, свет и чистоту, указывая на возможность обновления и возрождения.
Эти цвета не только создают яркие визуальные образы, но и подчёркивают контраст между старым и новым, между разрушением и созиданием.
Число двенадцать: отсылки к апостолам и революционерам
Число двенадцать в поэме многозначно:
- Двенадцать красногвардейцев: они символизируют революционеров, несущих перемены и разрушение старого порядка.
- Двенадцать апостолов: параллель с библейскими апостолами указывает на идею миссии и пророчества, при этом красногвардейцы представлены не как святые, а как люди, несущие разрушение и насилие.
Таким образом, число двенадцать отражает как библейские мотивы, так и реалии революционного времени.
Образ Христа: отождествление и ирония
Фигура Христа в поэме многозначна:
- Христос с красным флагом: он предстаёт как лидер революции, что может восприниматься как ироничное переосмысление традиционных религиозных образов.
- Христос, идущий впереди красногвардейцев: он может символизировать не одобрение революции, а понимание неизбежности происходящих событий и смирение перед ними.
Таким образом, образ Христа в поэме многозначен и может трактоваться по-разному, отражая сложность и противоречивость революционных процессов.
Ветер как символ перемен
Ветер в поэме символизирует перемены, разрушение старого и создание нового. Он очищает пространство, разрывает старые связи и открывает путь для нового порядка.
Катька: образ падшей женщины и символ России
Катька, блудница, является многозначным образом:
- Падшая женщина: она символизирует моральное падение и разрушение традиционных ценностей.
- Символ России: её образ может отражать страдания и унижения страны в период революции.
Так Катька олицетворяет как личную трагедию, так и национальную катастрофу.
Стилистическое многообразие: от карнавала до апокалипсиса
Поэма «Двенадцать» характеризуется стилистическим многообразием:
- Карнавально-балаганный стиль: используется для изображения хаоса и разрушения старого мира.
- Мифологический стиль: отражает глубокие философские размышления о судьбе России.
Комментирование недоступно Почему?