«История мира в 6 бокалах» Тома Стэндаджа, краткое содержание читать ~4 мин.
Том Стэндадж «История мира в 6 бокалах» прослеживает появление шести различных напитков – пива, вина, крепких напитков, кофе, чая и кока-колы – и те роли, которые они сыграли в истории и культуре человечества. При этом Стэндадж предлагает обширный обзор истории человечества, начиная с древней цивилизации Месопотамии и заканчивая современной Америкой, подчёркивая преемственность в нашем отношении к напиткам и питью, а также изменения и открытия, с которыми они связаны.
Начиная с открытия пива и его применения в Месопотамии и Древнем Египте, Стэндадж обсуждает множество различных вариантов использования этого напитка в этих культурах – помимо утоления жажды, оно использовалось как форма валюты и как подношение богам в религиозных ритуалах. Пиво всегда было социальным напитком, и Стэндадж указывает на то, что поднятие бокала за чьё-то здоровье является продолжением одной из самых ранних традиций, связанных с пивом. Он также отмечает, какую роль пиво сыграло в переходе от охотничье-собирательского образа жизни к сельскохозяйственному, а также в развитии первых систем письменности и бухгалтерского учёта.
Во втором разделе книги Стэндадж обращает своё внимание на вино в культурах Древней Греции и Рима. Он рассказывает, что, как и пиво, вино использовалось по-разному: как повседневный напиток, как религиозное подношение, как инструмент социальной дифференциации и как форма медицины. Его обсуждение разного отношения к вину у греков и римлян, включая разные мнения о том, как правильно его пить, помогает прояснить различия между этими двумя обществами. Аналогичным образом, в коротком разделе, посвящённом исламскому запрету на алкоголь, он говорит о том, что особое отношение к напиткам может быть способом отличить одну культуру от другой.
Раздел 3 посвящён истории спиртных напитков, или крепкого алкоголя, и мы узнаем, что процесс дистилляции, который сделал эти напитки возможными, был открыт во времена исламского золотого века, но к пятнадцатому веку он распространился в Европе. Первоначально спиртные напитки использовались в медицинских целях. Но как только были открыты их опьяняющие свойства, они стали популярны среди обычных людей, которые пили их для удовольствия.
Популярность спиртных напитков в Европе совпала с Эпохой исследований, которая распространила знания о них далеко за пределы Европы, в колонии Африки и Америки. Фактически, ром был побочным продуктом колониализма и рабства и стал играть ключевую роль в поддержании этих систем угнетения и эксплуатации. Ром также сыграл свою роль в борьбе за независимость Америки от Великобритании, доказав, насколько влиятельными могут быть напитки.
Рассмотрев в первой половине книги значение алкогольных напитков в формировании человеческой истории, Стэндадж использует вторую половину книги для рассмотрения влияния трёх кофеиносодержащих напитков. Для начала, в разделе 4, он обсуждает роль кофе в эпоху Просвещения XVII века. В резком контрасте с алкогольными напитками кофе, который, как и спиртные напитки, был завезён в Европу из Аравии, делал людей более бдительными и энергичными и, как следствие, стал популярен среди бизнесменов, учёных и интеллектуалов. Это привело к появлению кофейных домов – заведений, где только мужчины обсуждали новости и идеи. Эти кофейни стали настолько популярными, что вызывали беспокойство у политических лидеров того времени; действительно, Стэндадж отмечает, что Французская революция началась в парижской кофейне.
После кофе Стэндадж переходит к чаю, и в частности к отношениям между чаем и Британской империей. Хотя чай изначально пили в Китае, Японии и других частях Азии, в восемнадцатом веке он стал особенно британским напитком, настолько, что в бывших колониях Великобритании сегодня сохраняется один из самых высоких уровней потребления чая в мире. Наряду с обсуждением места чая в промышленной революции, Стэндадж описывает, как британский спрос на чай сформировал отношения Великобритании с Китаем и привёл к упадку этой некогда великой империи. Таким образом, несмотря на роль, которую чай сыграл в потере американских колоний Великобритании – в форме Бостонского чаепития – желание контролировать чайную торговлю позволило Великобритании на некоторое время стать самой могущественной нацией в мире.
Последний раздел «Истории мира в шести стаканах» посвящён развитию и глобальному распространению Coca-Cola и тесной связи между этим брендом и американскими ценностями. Интересно, что это единственный раздел, в котором рассматривается конкретный бренд «Кока-Кола», а не общий напиток. Как и в разделе о чае, интерес Стэндаджа к кока-коле связан с его интересом к становлению Америки как мировой сверхдержавы и к тому, как кока-кола превратилась из патентованного лекарства XIX века в символ индивидуальной свободы XX века.
В эпилоге книги Стэндадж предпочитает рассматривать будущее, а не прошлое, и спрашивает, какой напиток будет определять следующий этап развития человечества. Его последующая дискуссия о воде и отсутствии доступа к безопасной питьевой воде в развивающихся странах указывает на то, что то, что мы пьём, и то, как мы это пьём, продолжает отражать социальные различия.
- «Мечтаем о космосе» Эрин Энтрады Келли, краткое содержание
- «Думай медленно… решай быстро» Дэниела Канемана, краткое содержание
- «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, краткое содержание
- «Бездарь» Гордона Кормана, краткое содержание
- «Красавица и чудовище» Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв, краткое содержание
- Выставка израильского промышленного дизайна «Открытые пространства»
Комментирование недоступно Почему?