Символизм в русской поэзии начала XX века читать ~15 мин.
Символизм представлял собой первое и наиболее значительное модернистское течение в России конца XIX – начала XX века, известное также как период Серебряного века русской литературы. Это направление принципиально изменило сущность русской поэзии, создав новые методы художественного выражения, восприятия окружающей действительности и философского осмысления бытия. Русские символисты разработали целостную эстетическую систему, нацеленную на проникновение за пределы материального мира и постижение скрытой сущности явлений посредством символов, намёков и музыкальности стиха.
2 Философские основы русского символизма
3 Старшие символисты
4 Младосимволисты
5 Особенности символистской поэтики
6 Темы и мотивы символистской поэзии
7 Ключевые произведения русских символистов
8 Символизм и другие виды искусства
9 Издания и объединения символистов
10 Международные связи русского символизма
11 Символизм и исторические события
12 Критика символизма и его завершение
13 Наследие символизма в русской культуре
Исторический контекст и возникновение
Символизм возник во Франции в 1860-70-х годах в творчестве таких поэтов как Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Русский символизм оформился несколько позже, в начале 1890-х, и существовал как самостоятельное литературное течение примерно до 1910 года.
На рубеже XIX-XX столетий европейская цивилизация пребывала в состоянии глубокого кризиса социальной и духовной сфер. В этот период подвергся сомнению позитивизм с его опорой на точные науки, фактографию и рациональные выводы. Возрос интерес к иррациональному, таинственному и мистическому началам.
Философские концепции того времени создавали благоприятную почву для развития символизма. Зигмунд Фрейд раскрывал роль подсознания в психике человека, Фридрих Ницше подчёркивал вторичность разума по отношению к воле и инстинктам, а Анри Бергсон настаивал на том, что истинное познание осуществляется не разумом, а интуицией.
Французская литература стала местом рождения нового направления по вполне объяснимым причинам. Традиционные ценности французской культуры – ясность, точность, прозрачность – казались теперь недостаточными для выражения всей сложности бытия. Символизм привлёк молодое поколение, потому что нарушал привычные нормы.
Французские символисты были равнодушны к обычной литературной карьере, многие их тексты долгое время не публиковались. Для них поэт представлялся магом, посредником между тайной и теми, кто способен эту тайну почувствовать.
Философские основы русского символизма
Теоретические положения символизма нашли отражение в работах многих авторов, включая К. Бальмонта, Вяч. Иванова и особенно Д. Мережковского. В книге “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1893) Мережковский определил три ключевых элемента нового течения: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
Русские символисты противопоставили традиционной идее познания мира в искусстве идею его конструирования в процессе творчества. Для них творческий акт представал как подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное исключительно художнику-творцу.
Символисты полагали, что невозможно рационально передать созерцаемые «тайны». По словам Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизречённого». От поэта требовалась не только сверхрациональная чуткость, но и тонкое владение искусством намёка. Ценность поэтической речи заключалась в «недосказанности», «утаённости смысла».
Мистическое восприятие мира стало основой символистского творчества. Мережковский интерпретировал феномен символа через призму мистицизма. Для него символ представал средством иного видения мира и расширения возможностей художественного воображения.
Символисты рассматривали мир как имеющий двойственную природу. За видимой реальностью, по их мнению, скрывалась иная, идеальная реальность. Задачу поэта они видели в проникновении за грань видимого мира для постижения его скрытой сущности.
Старшие символисты
В истории русского символизма принято выделять два поколения поэтов. Первое поколение – «старшие символисты» – представлено такими яркими фигурами, как Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и другие.
Дмитрий Мережковский
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) – поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, религиозный философ, один из основателей русского символизма. Его книга “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” стала теоретической основой символизма в России.
Мережковский стремился показать миру «подлинный лик» Сына Человеческого. Символизм играл значительную роль в его философии на протяжении всей творческой карьеры, хотя и претерпевал изменения. Мыслитель полемизировал с реалистами, интерпретируя категорию символа как средство расширения возможностей художественного воображения.
Валерий Брюсов
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – основоположник русского символизма, поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед. Благодаря его усилиям и огромной работе, преодолев насмешки и непонимание со стороны современников, символизм утвердился как важнейшее литературное течение Серебряного века.
Ещё будучи студентом, в 1894-1895 годах, Брюсов издал три небольших сборника стихов русских символистов, которые почти целиком написал сам под различными псевдонимами. Критика восприняла эти сборники как литературный курьёз.
Брюсов активно распространял идеи символизма среди образованной публики. Он руководил издательством «Скорпион», организовал альманах «Северные цветы», выступил инициатором и редактором журнала «Весы» – главных рупоров русского символизма.
Константин Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – поэт-символист, переводчик, эссеист. Для Бальмонта символизм представлял «более утончённый способ выражения чувств и мыслей». В своих произведениях он передавал богатую гамму переменчивых чувств, настроений, «радужную игру» красок мира.
Искусство воспринималось Бальмонтом как “могучая сила, стремящаяся угадать сочетания мыслей, красок, звуков” для выражения затаённых начал бытия, многообразия мира. Бальмонт признан мастером выразительного ассонанса и эффектной аллитерации.
Фёдор Сологуб
Фёдор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия – Тетерников, 1863-1927) – поэт-символист, прозаик, драматург, публицист, переводчик. Его поэзии часто свойственны декадентские, упаднические настроения. Сологуба нередко упрекали в эстетизме, замкнутости, отрешённости от реальной жизни и поклонении сладостной легенде искусства.
Зинаида Гиппиус
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) – поэтесса, писательница, литературный критик, одна из видных представительниц русского символизма. Вместе с мужем Д. Мережковским она стала идеологом раннего символизма. Гиппиус отличалась острым аналитическим умом, её поэзия насыщена религиозно-философскими размышлениями.
Младосимволисты
Второе поколение – «младосимволисты» или «младшие символисты» – начало свою деятельность в 1901-1904 годах. К ним относятся Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие. Они считали себя последователями религиозно-философских идей Владимира Соловьёва.
По Соловьёву, мир находится на грани гибели, человечество пребывает в кризисе. Философ говорил о существовании двух миров: Мира Времени и Мира Вечности. Первый есть мир Зла, второй – мир Добра. В реальном мире – «кошмарном сне человечества» – гармония и любовь как самое гармоничное чувство подавляются, и побеждает антихрист.
Соловьёв полагал, что спасение человечества возможно через Божественную красоту, Вечную женственность, Душу мира. Божественная красота понималась им как гармония, «совершенное всеединство» между духовным и вещественным, внешним и внутренним.
В поэзии Соловьёва слово «любовь» всегда носит особое, мистическое значение: “Любовь есть божественное начало в человеке; её воплощение на земле мы называем Женственностью; её внеземной идеал – Вечной Женственностью”.
Александр Блок
Александр Александрович Блок (1880-1921) – один из величайших поэтов Серебряного века. В его творчестве символизм достиг наивысшего расцвета. Блок развивал идеи Соловьёва о Вечной Женственности, Душе мира, создав в ранней лирике образ Прекрасной Дамы.
Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека присутствует во многих стихотворениях Блока. Поэт писал: “Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз… И слушая всегда жужжащий звон, – Не сходим ли с ума мы в смене пёстрой придуманных причин, пространств, времен…”
Андрей Белый
Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) – поэт, прозаик, теоретик символизма. Его книга «Символизм» стала важным теоретическим трудом этого направления. Белый рассматривал символ как единство, «соединение чего-либо с чем-либо».
В центре теоретических работ Белого стоят зеркальные определения понятия «символ» как единства: «Единство есть символ», «символ есть единство». В своей статье «Эмблематика смысла» он характеризует теорию символизма как «метафизику единства».
Белый осознавал, что определение символа как «единства» столь широко, что позволяет назвать «символизатором» любого человека или объявить «символизмом» всякое творчество: «Символизм – это метод выражения переживаний в образах. В этом смысле всякое искусство явно или скрыто символично».
Вячеслав Иванов
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) – поэт-символист, философ, переводчик, один из идейных вдохновителей младосимволистов. Иванов считал, что задача поэзии – быть «тайнописью неизречённого», передавать с помощью символов скрытый, мистический смысл бытия.
«Башня» – так называли квартиру Иванова на Таврической улице в Петербурге, где по средам собирались поэты, художники, музыканты, философы для обсуждения вопросов искусства и культуры. Эти собрания стали значимым культурным явлением начала XX века.
Особенности символистской поэтики
Символ был главным средством выражения в поэтике символистов. В отличие от аллегории, имеющей однозначное толкование, символ многозначен и открывает бесконечные возможности для интерпретации.
Символисты придали поэтическому слову невиданную прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Они обогатили русскую поэтическую культуру множеством открытий.
Музыка занимала важное место в эстетике и поэтической практике символистов. Это понятие использовалось ими в двух аспектах – общемировоззренческом и техническом. В философском значении музыка представлялась как универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества.
В техническом смысле, музыка для символистов – это словесная фактура стиха, насыщенная звуковыми и ритмическими сочетаниями. Стихотворения символистов часто строились как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Особое внимание уделялось фонетике: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Символисты активно экспериментировали с формой стиха, разрабатывали новые способы рифмовки, вводили в поэзию свободный стих, обогащали метрический репертуар русской поэзии нетрадиционными размерами.
Импрессионисты и декаденты
«Старших символистов» нередко называют импрессионистами и декадентами. Импрессионисты ещё не создали системы символов, они стремились передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений, интуитивно, эмоционально постигнуть прекрасное и таинственное.
Импрессионистична поэзия Иннокентия Анненского, Константина Фофанова, Константина Романова, Константина Бальмонта. Декадентские настроения придали особый колорит многим стихам Ф. Сологуба и других поэтов первой волны символизма.
Темы и мотивы символистской поэзии
Тематика символистской поэзии чрезвычайно разнообразна. Символисты обращались к вечным темам жизни и смерти, любви и красоты, поиска смысла бытия. Но трактовали их через призму своей философии, через символы и образы.
Старшие символисты часто обращались к темам одиночества, разочарования, упадка, декаданса. Младосимволисты же искали пути к преображению мира через Красоту, Любовь, Искусство. Они верили в возможность чудесного преображения мира.
Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в действительности и жизни вообще. Интерес к личности поэта, писателя, человека привёл их к своеобразному «расширению» личности.
Ключевые произведения русских символистов
Творчество символистов обширно и разнообразно. Рассмотрим некоторые знаковые произведения, отражающие эстетику и философию этого направления.
Поэзия Валерия Брюсова
Сборники Валерия Брюсова «Tertia Vigilia» (1900), «Urbi et Orbi» (1903), «Stephanos» (1906) стали классикой русского символизма. В них поэт обращается к темам истории, культуры, городской цивилизации. Брюсов рассматривает историю как циклический процесс взлётов и падений цивилизаций. Он обращается к античности, средневековью, эпохе Возрождения, находя в них параллели с современностью.
Творчество Александра Блока
Поэзия Блока обычно делится на три периода, каждый из которых отмечен своей системой образов и мотивов. Первый период (1898-1904) связан с циклом «Стихи о Прекрасной Даме», в котором воплощён образ Вечной Женственности.
Второй период (1904-1908) характеризуется разочарованием в прежних идеалах, обращением к теме города, появлением мотивов масок, двойников, снежной стихии.
Третий период (1908-1921) отмечен интересом к России, её судьбе и истории, что нашло отражение в поэмах «Возмездие» и «Двенадцать».
Поэзия Андрея Белого
Андрей Белый в сборниках «Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1909), «Урна» (1909) создаёт сложную систему образов и символов. Он активно экспериментирует с формой стиха, ритмом, звукописью. В его поэзии философские идеи обретают художественное воплощение.
Символизм и другие виды искусства
Символизм не ограничивался литературой, он проявлял себя и в других видах искусства: живописи, музыке, театре. Между представителями разных видов искусства существовали тесные связи и взаимовлияние.
Символизм в живописи
Художники-символисты, такие как Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Николай Рерих, создавали визуальные образы, созвучные поэтическим символам. Их работы отличаются мистицизмом, загадочностью, стремлением передать невыразимое.
Символизм в музыке
Музыка считалась высшим видом искусства, способным непосредственно выражать невыразимое словами. Композиторы Александр Скрябин, Николай Метнер, Сергей Рахманинов в своих произведениях воплощали идеи, близкие символизму.
Символизм в театре
Символисты мечтали о новом театре, который бы стал синтезом всех искусств и площадкой для духовного преображения зрителей. Вяч. Иванов разработал концепцию соборного театра, который должен был объединить актёров и зрителей в мистическом действе.
Издания и объединения символистов
Для распространения своих идей символисты создавали собственные издания и объединения.
Издательство «Скорпион"
Издательство «Скорпион», основанное в 1900 году С. А. Поляковым при активном участии В. Брюсова, стало центром русского символизма. Оно выпускало произведения как русских, так и зарубежных символистов.
Журнал «Весы"
Журнал «Весы» (1904-1909), редактируемый Брюсовым, был главным печатным органом символистов. В нём публиковались не только художественные произведения, но и критические статьи, манифесты, обзоры культурной жизни России и Европы.
Альманах «Северные цветы"
Альманах «Северные цветы» (1901-1911) также издавался «Скорпионом» и служил площадкой для публикации произведений символистов.
«Башня» Вячеслава Иванова
«Башня» – знаменитая квартира Вяч. Иванова в Петербурге, стала местом знаменитых «сред» – собраний поэтов, художников, музыкантов, философов для обсуждения вопросов искусства и культуры. Эти встречи способствовали обмену идеями и формированию новых эстетических концепций.
Международные связи русского символизма
Русский символизм был тесно связан с европейским символизмом и шире – с европейской культурой в целом. Многие русские символисты прекрасно знали зарубежную литературу, философию, искусство.
Переводческая деятельность
Символисты много занимались переводами. Брюсов переводил французских поэтов (Верлена, Рембо, Малларме), бельгийских (Верхарна), а также американца Эдгара По. Бальмонт переводил Шелли, Уитмена, испанских поэтов.
Эта переводческая работа расширяла культурный горизонт русского читателя и обогащала русскую поэзию новыми образами, темами, приёмами.
Путешествия и культурные контакты
Многие символисты путешествовали по Европе, знакомились с европейской культурой. Мережковский и Гиппиус жили во Франции, Италии, Испании. Брюсов неоднократно бывал в Европе, встречался с французскими символистами.
Эти контакты способствовали взаимному обогащению русской и европейской культур. Русский символизм, возникший под влиянием французского, быстро приобрёл собственное лицо и самобытные черты. Он отличался большей философичностью, религиозностью, тяготением к мистицизму.
В отличие от французских символистов, русские поэты не только искали новый художественный язык, но и стремились к созданию целостного мировоззрения, новой философии культуры. Символизм для них был не просто литературным течением, а способом жизни и видения мира.
Символизм и исторические события
Символисты не могли оставаться в стороне от исторических событий, происходивших в России и мире.
Революция 1905 года
Революция 1905 года вызвала различные реакции у символистов. Некоторые, как Брюсов, сохраняли определённую дистанцию от революционных событий, другие, как Блок, восприняли революцию как стихийное обновление мира.
Первая мировая война
Начало Первой мировой войны в 1914 году многие символисты встретили с патриотическим подъёмом. Однако по мере затягивания войны и роста числа жертв их отношение менялось в сторону трагического восприятия происходящего.
Октябрьская революция 1917 года
Октябрьская революция стала рубежом в истории не только России, но и русского символизма. Некоторые символисты эмигрировали, другие остались в советской России, пытаясь найти своё место в новой социальной реальности.
Критика символизма и его завершение
Несмотря на значительный вклад в развитие русской поэзии, символизм подвергался критике со стороны других литературных течений и направлений. Его упрекали в чрезмерной туманности, отрыве от реальной жизни, увлечении формальными экспериментами в ущерб содержанию.
К 1910 году начался кризис символизма. Внутри самого течения возникли разногласия и противоречия. Некоторые поэты, начинавшие как символисты, отошли от этого направления и стали искать новые пути в искусстве.
Так возникли течения, пришедшие на смену символизму или существовавшие параллельно с ним: акмеизм и футуризм. Однако и после своего распада как целостного литературного направления символизм продолжал влиять на русскую поэзию.
Наследие символизма в русской культуре
Хотя как целостное литературное направление символизм прекратил своё существование к 1920-м годам, его наследие продолжало жить в русской культуре XX века. Символистская поэтика повлияла на многих поэтов, не принадлежавших к этому направлению.
Философские и эстетические идеи символистов стали важной частью русской культурной традиции. Символизм обогатил русскую поэзию новыми темами, образами, приёмами. Он расширил выразительные возможности поэтического языка, открыл новые горизонты для художественного исследования реальности и человеческой души.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя через период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Он по-своему поставил вопрос об общественной роли художника, начал развивать формы искусства, переживание которых могло бы объединить людей.
При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм наполнил работу с художественной формой новым содержанием и, что не менее важно, сделал искусство более личностным, персоналистичным.
Символизм не был однородным течением. В нём можно выделить различные подтечения и эволюционные фазы. «Старшие символисты» нередко тяготели к импрессионизму и декадансу, «младшие» – к неомистицизму и теургии (магическому действу, преобразующему мир).
Многие стилистические и образные находки символистов вошли в активный арсенал русской поэзии и продолжают вдохновлять поэтов и писателей до наших дней. Идея двоемирия, многозначность поэтического слова, музыкальность стиха, сложная метафорика – всё это наследие символизма стало достоянием русской литературы XX века и продолжает оказывать влияние на её развитие.
- День рождения Бальмонта в Шое отметят поэтическим конкурсом
- Концерт «Эти летние ночи»
- От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение
- Символизм - обоснование в модерне
- В Иркутске открыта выставка работ Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного
- Ночь в музее 2015. Выставка «Путешествие в остановленном времени»
- «Инь-ян. Концептуально». Андрей Ефи
- Силуэт богини. 6+
Комментирование недоступно Почему?