«Подчинение» Эми Уолдман, краткое содержание читать ~3 мин.
«Подчинение» (The Submission) — роман американской писательницы Эми Уолдман (Amy Waldman), опубликованный в 2011 году. Сюжет разворачивается в Нью-Йорке после терактов 11 сентября. Специальное жюри проводит анонимный конкурс на лучший проект мемориала жертвам трагедии. Когда комиссия объявляет победителя, выясняется, что его автор — американский архитектор-мусульманин, что немедленно провоцирует острую общественную дискуссию.
В состав жюри входят председатель Пол Рубин, художница Ариана Монтагу и Клэр Буруэлл, представляющая интересы семей погибших. Финалистами конкурса становятся два проекта: «Сад», символизирующий жизнь и возрождение, и «Пустота» — более абстрактная и суровая работа. Клэр, потерявшая мужа в трагедии, ратует за «Сад» и убеждает других членов комиссии проголосовать за него. При вскрытии конверта с именем победителя выясняется, что автором проекта является Мохаммед Хан.
Мохаммед «Мо» Хан — американский архитектор, родившийся в США в семье иммигрантов. Он является светским мусульманином и не придаёт большого значения своей религиозной принадлежности. Однако его имя мгновенно становится центром скандала. Общественность приходит в ярость из-за того, что мемориал национального значения может создать человек с мусульманским именем.
В поисках защиты Хан обращается в организацию, представляющую интересы мусульман, чьи гражданские права нарушены. Его адвокатом становится американка иранского происхождения Лайла Фатхи. Вскоре Мо разрывает отношения с организацией, осознав, что их цели расходятся с его собственными, и он не хочет становиться символом в чужой борьбе.
Роман исследует сложную природу скорби и памяти в мультикультурном обществе. Автор показывает, как личная трагедия становится полем для политических манипуляций и столкновения идеологий. Персонаж Мо Хана оказывается в центре этого конфликта, где его идентичность конструируется и используется другими: противники видят в нём исламиста, а защитники — символ толерантности. Сам же архитектор стремится лишь отстоять своё художественное видение.
Пока комитет решает, как поступить с проектом Хана, в обществе нарастает напряжение. Движение противников возглавляет правая активистка Дебби Доусон, которая использует расистские лозунги и вырванные из контекста цитаты из Корана. Её поддерживает радиоведущий Лу Сардж, разжигающий ненависть в своих эфирах. Шон Галлахер, брат погибшего пожарного, представляет более умеренное крыло протестующих, но и он доходит до нападения на мусульманку на улице, срывая с неё хиджаб.
Параллельно развивается сюжетная линия Асмы — вдовы одного из погибших, нелегально проживающей в США. Асма — тихая, но сильная женщина, чей образ далёк от стереотипов. На общественных слушаниях для семей жертв она произносит пронзительную речь в поддержку проекта Хана, которая трогает некоторых протестующих. Вскоре после этого репортёр таблоида, раскрывший имя Мо, публикует информацию о нелегальном статусе Асмы. Когда она собирается уезжать в аэропорт, чтобы вернуться в Бангладеш, её убивают.
Тем временем Клэр Буруэлл, столкнувшись с личным кризисом и не получив от Хана ответов о его убеждениях, которые она хотела услышать, меняет свою позицию. Она в одностороннем порядке публично заявляет, что отзывает свою поддержку проекта «Сад». Этот шаг фактически блокирует строительство мемориала.
Финал романа переносит читателя на годы вперёд. Постаревшая и больная Клэр даёт согласие на съёмки документального фильма о событиях вокруг мемориала. В нём принимают участие все ключевые фигуры тех лет. В своём интервью Клэр выражает сожаление, но её слова о Мо по-прежнему полны горечи. Последние кадры фильма показывают, что Мохаммед Хан всё же построил свой «Сад» — но не в Нью-Йорке, а по заказу состоятельного клиента на Ближнем Востоке.
- «Соловей и роза» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Волшебный смех» Натали Ллойд, краткое содержание
- «Путь к высотам Твоим» Ханны Хёрнард, краткое содержание
- «Кэтрин по прозвищу Птичка» Карен Кушман, краткое содержание
- «Одиннадцать» Сандры Сиснерос, краткое содержание
- Художествнный музей Алтайского края представил выставку акварелей Павла Басманова, посвящённую юбилею художника
Комментирование недоступно Почему?