«Рождественская сказка» Щедрина. Восторги, аншлаг, аллюзии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Премьера оперы-феерии Родиона Щедрина на сцене Мариинки.
О приближении Новогодья и начале школьных каникул можно узнать, не заглядывая в календарь. Количество Щелкунчиков и Снежных королев на квадратный сантиметр афиши любого театра резко возрастает. Мариинский театр сумел предложить чудесную альтернативу традиционным новогодним радостям благодаря давней дружбе с Родионом Щедриным. Опера «Рождественская сказка» предназначалась именно для этих подмостков, как и «Левша», мировая премьера которого состоялась здесь в 2013 году. Либретто для обоих спектаклей создано Родионом Константиновичем по мотивам сразу нескольких вариантов любимой сказки.
Основой для всем известной версии Маршака стала богемская легенда, которую он услышал в чьём-то устном изложении. Лишь потом он узнал о существовании славянского предания из окрестностей тренчинских «О двенадцати месяцах» с аналогичным сюжетом у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Правда мачеха посылала падчерицу на верную погибель по собственной прихоти. Да и не за подснежниками, а за фиалками и яблоками. В переводе Николая Лескова волшебная сказка дошла до России. Маршак придумал несколько забавных персонажей, украсил сюжет новыми линиями. Щедрину же оставалось сделать увлекательный микс, за которым интересно следить детям любого возраста, а также их родителям. Последним автор либретто подбрасывает снежки лукавых аллюзий. Месяцы хором жалуются на санкции, царица недовольна цветами импортного происхождения и легка на расправу при полном одобрении придворных.
Остроумный и динамичный спектакль, состоявшийся благодаря превосходной режиссуре Алексея Степанюка, хореографии Ильи Устьянцева, работе художника по костюмам Ирины Чередниковой (одни только огромные кровати сестричек-злыдней чего стоят) и художника по свету Сиваева, ждёт долгая и счастливая судьба. Однако ни креативная сценография, ни прекрасные голоса солистов, ни занимательный сюжет не спасли бы ситуацию при отсутствии основного компонента — великолепной музыки. Щедрину удалось «впрячь в одну телегу» изысканность, сложность и высокий «штиль» с доступностью, красотой, «хитовостью» музыкального материала. Майя Михайловна, которой посвящена эта опера, была бы счастлива восторженному приёму публики.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Большое «Щ» русской музыки. Щедринский ноябрь в Мариинке
- В Белгородском музее открылась выставка пейзажей из Тверской галереи
- Русский музей представил выставку российского художника Андрея Мартынова
- Редкие гравюры английского мастера на выставке в Тверском музее
- «Щедрин-марафон» под занавес юбилейного года
- Персональной выставкой в Воронеже отметили юбилей художника Владимира Щедрина
- Как начать новую жизнь с пятницы и «Щелкунчика»
- Гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра в Новом Свете
Комментирование недоступно Почему?