Опера «Брундибар» — легенда Терезинского гетто
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В Михайловском театре состоялась премьера детской оперы Ганса Красы «Брундибар».
«Образцовый» концлагерь Терезин (Theresienstadt) возник на территории обычного чешского городка. В годы войны его превратили в пересыльный сборный пункт для евреев, депортированных из разных уголков Европы. Гетто идеально подходило для пропагандистских целей, демонстрации «гуманизма» и «толерантности» нацистов. Люди, обречённые на смерть, пусть и с отсрочкой, оказались в иллюзорном «подаренном городе». Именно так был назван Терезин в иезуитской документалке, снятой по заказу рейхсфюрера СС Гиммлера. Она призвана была продемонстрировать бьющую ключом культурную жизнь, неограниченные возможности, созданные для удовлетворения интеллектуальных потребностей узников. Концерты классической музыки, выставки, спектакли, спортивные соревнования, лекции были фантасмагорической декорацией, позволяющей завуалировать истинное предназначение страшного объекта. Но одновременно помогали выжить, создавая кратковременную иллюзию нормальной жизни.
Премьера детской оперы Ганса Красы (Hans Krása) «Брундибар» (Brundibár) об отважных детях, готовых ради спасения больной мамы сразиться со злобным шарманщиком Брундибаром прошла в приюте для еврейских детей Хагибор (Hagibor) в 1942. Через год и композитор, и маленькие актёры оказались в «образцовом» концлагере. Восстановив клавир по памяти и переработав его с учётом оставшихся на территории гетто музыкальных инструментов, Краса поставил оперу уже для узников Терезиенштадта. Светлый, позитивный, исполненный надежды спектакль успели показать более пяти десятков раз. Увидела его и делегация из Красного Креста, посетившая гетто с инспекцией. Представления продолжались вплоть до отправки Красы и юных актёров в Освенцим, откуда вернуться многим из них не довелось.
Спектаклю была суждена долгая жизнь. Время от времени он появляется в репертуаре разных театров по всему миру. 9 мая состоялась премьера «Брундибара» в Петербурге с русским либретто, на которой присутствовали бывшие узницы, принимавшие участие в репетициях и спектаклях — Эвелина Мерова и Эла Вайсбергер.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Видеоигры как социальные сети: виртуальные миры объединяют геймеров по всему свету
- Гомеровские гимны
- Жители Кемерова увидели оригинальную версию пьесы «Коварство и любовь»
- Кемеровский драмтеатр подготовил театралам города обещанный сюрприз
- Творчество европейских художников эпохи Возрождения в кемеровском музее
- Шедевры Третьяковской галереи на выставке в Кемеровской области
- Персональная выставка Виктора Ардашкина в кемеровском «Доме художника»
- «Дьявол носит Prada» Лорен Вайсбергер, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?