Япония, Конюс и забытый балет, чудом обнаруженный в интернете
ТАКАСАКИ. На концерте в особом городе Японии продемонстрировали фрагменты забытого балета Георгия Конюса.
Георгий Конюс — имя, известное профессионалам, но не широкой публике. Хотя достаточно перечислить фамилии его учеников, чтобы оценить вклад этого педагога, теоретика музыки и композитора в историю отечественной культуры. В обширном списке — Скрябин, Глиэр, Метнер, Гольденвейзер, Блантер. Сокурсником Георгия Эдуардовича по Московской консерватории был Сергей Рахманинов, где они оба изучали композицию под руководством Антона Аренского. Его брат Юлий — композитор и скрипач-виртуоз — был учеником Чайковского, другом Рахманинова и Метнера. Младший брат Лев — педагог, пианист, автор учебника Fundamentals of Piano Technique («Основы фортепианной техники»).
Влияние разработанной Георгием Конюсом аналитической теория метротектонизма, универсальной для музыкальных стилей и течений любой эпохи, отчётливо прослеживается в набросках к светомузыкальной поэме Скрябина «Прометей». В числе известных произведений Георгия Эдуардовича — фортепианное сочинение Feuillets d’album, симфопоэма «Из мира иллюзий», кантата, посвящённая Александру III. Партитура балета «Даита», написанного в 1896 году, считалась утраченной. В либретто и музыке к этому сочинению впервые в творчестве российского композитора прозвучала японская тема, Конюс взял за основу старинную легенду и национальный фольклор, воспользовавшись нотным архивом Павла Махровского. Капельмейстер Войскового симфонического оркестра из своей поездки в Нагасаки привёз немало красивых мелодий. Азиатская тема возникла в творчестве композитора неслучайно. На конец XIX и начало XX века пришёлся пик интереса российской интеллигенции к японской культуре: языку, живописи, литературе, театру, религии. Через несколько лет балет оказался «на полке» из-за военных действий между Россией и Японией в начале прошлого века.
Возвращение произведения, чудом обнаруженного на одном из интернет-ресурсов с нотными редкостями, произошло в городе Накасаки на концерте «Япония — Россия: музыкальный мост». Помимо фрагментов балета Конюса прозвучал цикл Шостаковича на стихи японских поэтов и песни Косаку Ямады из цикла «Песни русской куклы».
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Очередная попытка понять загадочную японскую душу
- Гидон Кремер стал лауреатом музыкальной «Нобелевки»
- Не надо бояться тягот. К юбилею Кэндзи Миядзавы
- В Калининградской художественной галерее представили гравюры великих японских мастеров ксилографии
- Очередной гастрольный тур оркестра Темирканова в Азии
- Японские гравюры XVIII-XIX века в Нижегородском художественном музее
- Япономания в искусстве северных стран
- Петухи над Фудзи. Современная японская графика
Комментирование недоступно Почему?