Конкурс камерного пения имени Нины Дорлиак — возвращение традиций читать ~3 мин.
МОСКВА. В МГК им. Чайковского завершился I Международный конкурс камерного пения имени Нины Дорлиак.
Понятие «камерная музыка» интерпретируется современными слушателями однозначно — вокальные или инструментальные сочинения малых форм, исполняемые небольшой группой или сольно на любых, подходящих для этой цели площадках. В Средневековье подобные произведения входили в категорию «светское искусство», считавшегося греховной альтернативой религиозного творчества. Хоралам, литургиям, проприумам, антифонам и мессам противопоставлялись опиравшиеся на народный фольклор виреле, баллады, рондо, «майские» и «ткацкие» песни, мотеты, мадригалы, каччи.
В начале прошлого века, а также на протяжении предыдущих полутора столетий камерная музыка предназначалась для домашнего музицирования, были неотъемлемой частью салонной культуры. В аристократической среде большой популярностью пользовались музыкальные вечера графа Михаила Виельгорского — композитора, мецената, друга Пушкина и Гоголя, барона, банкира, основателя «Нового музыкального общества» Александра Раля, генерала-майора, скрипача и композитора Алексея Титова.
Разночинная интеллигенция и представители богемы собирались по средам дома у братьев Кукольников, в ломе князя Одоевцева. В начале XX века одним из самых модных мест был салон Зинаиды Гиппиус, подаривший жизнь жанру салонного романса. В Москве популяризацией вокальной музыки занимался «Дом песни», созданный певицей, основоположницей русской школы камерного исполнительства Марией Олениной-д’Альгейм.
Большую роль в пропаганде камерной музыки сыграл Керзинский кружок, активными членами которого были Рахманинов, Кюи, Танеев, Метнер, Забела-Врубель, Собинов, д’Альгейм. Только здесь, по мнению критиков, можно было услышать великолепную камерную внеоперную музыку и навсегда стать её поклонником.
Нина Львовна Дорлиак — одна из лучших отечественных исполнительниц произведений малой формы. Первым наставником была её мама — Ксения Дорлиак, бывшая фрейлина императорского двора, оперная певица, педагог. Нина Львовна дебютировала на сцене в начале 30-х, с 1943 начались её совместные выступления со Святославом Рихтером, её мужем. Шостакович и Прокофьев доверяли Дорлиак первое исполнение многих камерных произведений. Романсы и классика обретали в её интерпретации особую глубину и проникновенность. После ухода со сцены в начале 60-х вплотную занялась преподаванием. Её удручало отсутствие эстетических ориентиров и ярких традиций, которые позволили бы этому жанру заявить о себе в полную силу, дефицит достойных исполнителей. Искренне влюблённых в него, способных развенчать миф о его малой значимости. Умеющих создать за несколько минут запоминающийся образ, передать тончайшие нюансы и тронуть сердца слушателей. Таких, которые могли бы прийти на смену таким вокалистам, как Забела-Врубель, Фигнер, Нежданова Собинов.
Дорлиак была изумительным педагогом, ценившим в учениках не только вокальные данные, но прежде всего душу. Учила передавать эмоции без неуместного форсирования звука. Некоторые из её учеников были в составе жюри I Международного конкурса камерного пения её имени: Галина Писаренко, Беатрис Парра из Эквадора, Анегина Ильина. Лауреатами конкурса стали Юлия Любимова и Саид Гобечия. Гран-при — у Альбины Латиповой.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Святослав Рихтер и Нина Дорлиак
- Возвращение имени. Ночные разговоры на кухне, стоившие жизни
- ЛЕКЦИЯ «ПРЕКРАСНЫЕ СВЯЗИ. РЕПИН, ВРУБЕЛЬ, ДЯГИЛЕВ И ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ»
- Выставка одной картины М.А. Врубеля «Аллегория философии»
- Лекция Марии Мороз «Прекрасные связи. Репин, Врубель, Дягилев и испанские художники»
Комментирование недоступно Почему?