Конкурс камерного пения имени Нины Дорлиак — возвращение традиций читать ~3 мин.
МОСКВА. В МГК им. Чайковского завершился I Международный конкурс камерного пения имени Нины Дорлиак.
Понятие «камерная музыка» интерпретируется современными слушателями однозначно —вокальные или инструментальные сочинения малых форм, исполняемые небольшой группой или сольно на любых, подходящих для этой цели площадках. В Средневековье подобные произведения входили в категорию «светское искусство», считавшегося греховной альтернативой религиозного творчества. Хоралам, литургиям, проприумам, антифонам и мессам противопоставлялись опиравшиеся на народный фольклор виреле, баллады, рондо, «майские» и «ткацкие» песни, мотеты, мадригалы, каччи.
В начале прошлого века, а также на протяжении предыдущих полутора столетий камерная музыка предназначалась для домашнего музицирования, были неотъемлемой частью салонной культуры. В аристократической среде большой популярностью пользовались музыкальные вечера графа Михаила Виельгорского — композитора, мецената, друга Пушкина и Гоголя, барона, банкира, основателя «Нового музыкального общества» Александра Раля, генерала-майора, скрипача и композитора Алексея Титова.
Разночинная интеллигенция и представители богемы собирались по средам дома у братьев Кукольников, в ломе князя Одоевцева. В начале XX века одним из самых модных мест был салон Зинаиды Гиппиус, подаривший жизнь жанру салонного романса. В Москве популяризацией вокальной музыки занимался «Дом песни», созданный певицей, основоположницей русской школы камерного исполнительства Марией Олениной-д’Альгейм.
Большую роль в пропаганде камерной музыки сыграл Керзинский кружок, активными членами которого были Рахманинов, Кюи, Танеев, Метнер, Забела-Врубель, Собинов, д’Альгейм. Только здесь, по мнению критиков, можно было услышать великолепную камерную внеоперную музыку и навсегда стать её поклонником.
Нина Львовна Дорлиак — одна из лучших отечественных исполнительниц произведений малой формы. Первым наставником была её мама — Ксения Дорлиак, бывшая фрейлина императорского двора, оперная певица, педагог. Нина Львовна дебютировала на сцене в начале 30-х, с 1943 начались её совместные выступления со Святославом Рихтером, её мужем. Шостакович и Прокофьев доверяли Дорлиак первое исполнение многих камерных произведений. Романсы и классика обретали в её интерпретации особую глубину и проникновенность. После ухода со сцены в начале 60-х вплотную занялась преподаванием. Её удручало отсутствие эстетических ориентиров и ярких традиций, которые позволили бы этому жанру заявить о себе в полную силу, дефицит достойных исполнителей. Искренне влюблённых в него, способных развенчать миф о его малой значимости. Умеющих создать за несколько минут запоминающийся образ, передать тончайшие нюансы и тронуть сердца слушателей. Таких, которые могли бы прийти на смену таким вокалистам, как Забела-Врубель, Фигнер, Нежданова Собинов.
Дорлиак была изумительным педагогом, ценившим в учениках не только вокальные данные, но прежде всего душу. Учила передавать эмоции без неуместного форсирования звука. Некоторые из её учеников были в составе жюри I Международного конкурса камерного пения её имени: Галина Писаренко, Беатрис Парра из Эквадора, Анегина Ильина. Лауреатами конкурса стали Юлия Любимова и Саид Гобечия. Гран-при — у Альбины Латиповой.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Святослав Рихтер и Нина Дорлиак
- ЛЕКЦИЯ «ПРЕКРАСНЫЕ СВЯЗИ. РЕПИН, ВРУБЕЛЬ, ДЯГИЛЕВ И ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ»
- Выставка одной картины М.А. Врубеля «Аллегория философии»
- Лекция Марии Мороз «Прекрасные связи. Репин, Врубель, Дягилев и испанские художники»
- Возвращение имени. Ночные разговоры на кухне, стоившие жизни
Комментирование недоступно Почему?