В России может появиться этический кодекс деятелей искусства читать ~3 мин.
В ОП РФ прошло заседание круглого стола, на котором обсуждались проблемы взаимоотношений творческих работников, общества и государства. Назревший между ними конфликт проявился после скандальной постановки «Тангейзера».
В Общественной палате России состоялось заседание круглого стола «Театр и общество». Участникам мероприятия было предложено обсудить вопросы взаимоотношений между творческими работниками, обществом и государством. Актуальность темы не вызывает сомнений в свете последних событий в мире театра, связанных с широким общественным резонансом вокруг оперы «Тангейзер» и другими современными театральными произведениями. Постановка «Тангейзера» привела к увольнению директора Новосибирского театра оперы и балета.
Открыл круглый стол и задал тон дискуссии Председатель Комиссии ОП РФ по культуре Андрей Ковальчук. В своей речи Ковальчук отметил, что современное искусство должно уважительно относиться к истории и традициям нашей страны, особенно если оно финансируется в рамках государственного заказа. Переходить границы дозволенного не желательно, это может привести к нарушению прав других людей. В случае с «Тангейзером» были затронуты чувства православных верующих.
Андрей Ковальчук призвал собравшихся высказать свои размышления о сосуществовании свободы творчества и этических норм. Нарушение традиций и морально-этических принципов всегда волновало творческих людей. Это серьёзное поле для развития дискуссии, поэтому выступавший призвал не сосредотачиваться на одном конкретном примере.
В ближайшее время Общественная палата России намерена усилить работу по вопросам современного искусства. Для этого запланировано проведение целого ряда мероприятий. Инициативу ОП РФ уже поддержало министерство культуры России. Участник круглого стола – первый заместитель Министра культуры Владимир Аристархов одобрительно высказался в адрес намерений общественников. Он заявил, что министерство полностью поддерживает стремление Общественной палаты стать открытой площадкой по обсуждению конфликтных моментов. Это позволит избежать неприятной практики, когда споры об искусстве решаются в суде или на митингах.
Ещё один вопрос, ставший предметом дискуссии на круглом столе, касался ответственности театров за некорректное информирование зрителей. Все приглашенные сошлись во мнении, что зритель должен иметь четкое представление о том, что ждет его на сцене, настоящая классическая опера, или некая постановка «по мотивам». Представитель минкульта также рассказал о пределах допустимого в интерпретации всеми известных классиков. Моральные принципы и правила этики всегда стояли выше мелочных негативных суждений.
Интересную точку зрения представил советник Президента РФ Владимир Толстой. Он напомнил присутствующим о взаимной ответственности и уважении художника и общества. Вопрос о том, как научиться людям почтительно относиться друг к другу будет актуален во все времена. По его мнению искусство может нести некую долю провакативности, но только если будет четко понимать возможные последствия такого эксперимента. Ни один человек, даже самый гениальный творец, не имеет права допускать непозволительные и оскорбительные высказывания.
На протяжении тридцати лет в Европе существовал знаменитый «Кодекс Хейса», который с 1930-х по 1960-тые года регулировал производство фильмов в Голливуде. Такой пример компромисса между обществом и творческим коллективом привел в пример заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов. Он считает идею «Кодекса Хейса» вполне применимой по отношению к современному российскому обществу. Действующий этический кодекс может стать неким олицетворением свободы искусства от власти. В противном случае государство может взять на себя ответственность по определению этических пределов, что вызовет только негативную реакцию со стороны гильдии театральных деятелей. Смирнов обратился к представителю минкульта с просьбой об инициировании начала работ по созданию этического кодекса.
Ещё одна тема обсуждения, поднятая на заседании круглого стола, касалась применения цензуры в театральной среде. За возвращение такой функции к худсоветам выступили Елена Ямпольская, главный редактор «Культуры» и писатель, член ОП РФ Юрий Поляков, произведения которого в советские времена подвергались запрету. Большинство участников дискуссии к идее о возвращении цензуры отнеслись негативно.
Елена Павлова
- Мария Санти: Венера между ложными богами. Иллюстрация к повести О.Бердслея «История Венеры и Тангейзера» 1898
- В зале Союза художников РФ покажут работы, созданные на Липецких пленэрах
- В БДТ отметили творческий юбилей Светланы Крючковой премьерой спектакля «Игрок»
- В залах ЦДХ на Крымском Валу открылась выставка «Заполярье» в Москве, прибывшая из Мурманска
- Фотовыставка Сергея Ковальчука Страны АСЕАН. Взгляд из России
- В БДТ состоялась премьера спектакля «Война и мир Толстого», ставшему путеводителем по знаменитому роману
- Лучше поздно, чем никогда. Главный роман Толстого в списках бестселлеров в Великобритании
- Встреча потомков патриарха отечественной литературы в «Ясной поляне»
Комментирование недоступно Почему?